Библиотека >> ДЗОГЧЕН

Скачать 46.12 Кбайт
ДЗОГЧЕН

Думать иначе – все равно что путать отражение и зеркало.

>


--------------------------------------------------------------------------------


6
ДЗОГЧЕН И МАХАМУДРА


В другом месте своей книги Тибетская йога и тайные доктрины, Эванс-Венц фактически отождествляет Махамудру, "Великий Символ", с Дзогченом. Он пишет:

Ум в человеке неотделим от Все-Ума. Задача йоги состоит в объединении или единении человеческого и божественного аспектов ума... Шаг за шагом ученика ведут к постижению того, что, подобным же образом, все бесчисленные аспекты ума и интеллекта суть лучи Единого Ума и Интеллекта. Достижение этого, однако, не означает завершения пути, это всего лишь знание, микрокосмическое по своей природе. Пока конечный ум не станет Бесконечным Умом, и пока "капля росы не соскользнет в Сияющее Море", в состояние Надмирового Сознания, Нирваническая Цель не достигнута... Когда сангсарические помыслы, а также порождаемые ими желания трансмутированы алхимией Великого Символа, они сливаются в единении с Умом Дхармакайи. После наступления постижения йогин знает, что мысли, которые он первоначально воспринимал как враждебные, представляют собой явления, существование которых неразрывно связано с мыслями Универсального Ума. Затем йогин при помощи ретроспективного и реверсивного процесса... позволяет этому вечному потоку мысли течь естественно и беспрепятственно. В результате мысли автоматически обретают вибрационный ритм, настроенный на вибрацию мыслей Бесконечного Ума, плодом которого является космическое творение... Ничто сангсарическое не существует отдельно от этого Надмирового Ума; для индусов это Сон Брахмы... Кто Зрит все это? Сверх-Интеллект, Надмировое Сознание. Откуда возник этот Сверх-Интелект? Из Единого Ума, где все умы пребывают в единении.[44]
Махамудры здесь не больше, чем Дзогчена. Зато широко представлены воззрения современной неотеософии. Как мы отмечали ранее, в буддизме Нирвана не трактуется как слияние конечного человеческого ума с неким океаническим Космическим Умом, а Дхармакайя – как некий вселенский Над-Ум. Говоря языком психологии Дзогчена, решающее различие проводится здесь между природой ума (sems nyid) и умом (sems) как ментальным процессом, который непрерывно конструирует и производит вещи с помощью своих концепций. Погружаясь таким образом в рассуждения и оценки, ум искажает существование непросветленного индивида. Поэтому настройка на вибрации какого-то Космического Ума, будь то бодрствующего или спящего, не представляет собой подлинного просветления или освобождения. Это всего лишь позволение себе предаться иллюзиям на ином уровне, пусть не человеческом, а божественном. Опять же, как ранее было сказано, мысли на уровне космического сознания, – в уме Махабрахмы или какого-то иного божественного существа, – все равно остаются мыслями, которые разворачиваются во времени, и, следовательно, представляют обусловленное состояние ума, принадлежащее Сансаре.

С другой стороны, просветленное существо не зависит от наличия мыслей или отсутствия таковых, непрерывно пребывая в состоянии созерцания, отличительным признаком которого служит изначальное сознавание, гнозис, то есть чистое просто присутствие (rig-pa'i ye-shes). Таким образом, просветленное существо, а именно это и означает термин Будда, живет в состоянии зеркала, которое способно отражать все, нимало не меняясь при этом отражением вещей, тогда как непросветленные обусловленные существа, человеческие или божественные, живут в состоянии отражений. Поэтому просветление, достижение Нирваны – это не вопрос слияния конечного человеческого я с более великим я, подобного выливанию бутыли воды в океан.

Сравнивая взгляды, медитацию, проведение и плоды Махамудры и Дзогчена, мы находим, что взгляды и цель у них одинаковы, но в медитации и проведении существуют некоторые различия. Это объясняется тем, что Махамудра относится к тантрической практике, то есть пути преображения, выступая заключительной кульминационной стадией этого процесса. С другой стороны, Дзогчен представляет собой путь самоосвобождения и как таковой не требует предварительной преобразующей практики. Поскольку в основе Дзогчена лежит принцип ye-nas lhun-grub, "изначального непроизвольного само-совершенства", здесь нет ничего такого, что нужно было бы преобразовывать.

Между Махамудрой и Дзогченом существует также небольшое различие во взглядах. Махамудра утверждает, что все явления (snang-ba) суть ум, что природа ума пуста, и что эта пустотность есть Ясный Свет ('od gsal). Хотя это совпадает в основном с объяснениями Дзогчена, в Дзогчене все же не говорится, что явления суть ум. Вернее, в Дзогчене говорится, что явления суть проявления ума (sems kyi snang-ba). Они представляют собой потенциальную возможность, неотъемлемо присущую сознаванию (rig-pa'i rang rtsal), как в случае освещения темной комнаты лучами света, которые исходят от лампы, или радужных зайчиков, которые отбрасываются кристаллом, помещенным против солнечного света. Поэтому, явления суть узоры ума (sems kyi rgyan), а не сам ум.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24