Библиотека >> ДЗОГЧЕН
Скачать 46.12 Кбайт ДЗОГЧЕН
д. Учитывая его краткосрочное сотрудничество с ламой Кази Дава Самдупом в 1919 году, мы видим, что основное время пребывания в Индии Эванс-Венц посвятил освоению наставлений, которые преподавались ему этими индуистскими учителями. Поэтому совершенно не удивительно, что он стал трактовать тибетский буддизм как разновидность веданты. В самом деле, в Индии даже сегодня широко распространено мнение, что принц Сиддхартха, который стал Буддой, был индуистом, и что его учение представляет собой реформаторское движение в индуизме. Следовательно, Будда учил по сути дела тому же, что можно найти в Упанишадах и Адвайта Веданте Шанкарачарьи.[27] Но это мнение не имеет под собой никакой основы, ни исторической ни традиционной. Шанкарачарья, основатель Адвайта Веданты, жил намного позже, а его трактовка Упанишад не признается большинством ведантистов, – они принимают толкования конкурировавших с ним учителей вроде Рамануджи. Кроме того, несмотря на трудности с точной датировкой Упанишад, большинство из них было написано по-видимому уже после Будды. Разумеется, Шакьямуни Будда был индусом, но называть его индуистом нелепо, так как религиозный феномен, известный нам под именем индуизма, появился лишь несколько веков спустя после него.[28] А так как Будда был не из касты брахманов, он был непричастен к действительно существовавшему в то время культу ведических жертвоприношений.
> -------------------------------------------------------------------------------- 4 ЗАКОН КАРМЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И СПАСЕНИЕ Давайте посмотрим, что говорит буддистская традиция о Боге на самом деле. Эванс-Венц пишет по этому поводу следующее: Данный йогический трактат {перевод которого здесь приводится} учит, подобно Евангелию от Иоанна, что чтобы найти Истину, человеку нужно лишь обратить свой взор вовнутрь... Древние учат, что Вселенная есть продукт мысли, что Брахма мыслит Вселенную, и что медитация на этом приведет медитирующего к постижению единственно реального – Ума, Единого Ума, иллюзорными частями которого выступают все микрокосмические умы во всех уголках Космоса, приведет его к постижению того, что все мыслимое в основе своей является идеей и мыслью, и, следовательно, продуктом Ума... {Что касается} сангсарического бытия, порождаемого сном Единого Ума, его иллюзорная реальность всецело относительна; когда Единый Ум перестает поддерживать Творение, Творение его исчезает... В Истинном Состоянии Единого Ума множественная Вселенная не существует..."[29] Как уже говорилось, мировоззрение буддизма можно назвать не-теистическим. Он не считает, что Бог, названный здесь Брахмой, измышляет или как-то иначе наделяет существованием вселенную, выступая в качестве ее Творца, или что существование ее поддерживается его мыслью, или что если он перестанет думать (сновидеть, дышать и т.д.), сотворенная им вселенная прекратит существование. Как раз наоборот, согласно буддистским наставлениям, которые можно найти и в Сутрах и в Тантрах, наша вселенная является совокупным результатом действий, которые были совершены в прошлых жизнях всеми населяющими ее чувствующими существами. Когда мир является одним и тем же образом всем представителям какой-то группы чувствующих существ, например, человеческих существ, это происходит потому, что все члены этой группы обладают общим кармическим видением (las snang), то есть, специфическим способом восприятия вещей, обусловленным кармической причиной. На первый вопрос катехизиса: "Кто создал мир?" буддистские источники не колеблясь отвечают: "Мир создала карма". Каково происхождение нашего нынешнего состояния? Оно является результатом действий, совершенных нами в предыдущих жизнях. Это известно как принцип кармы (las), что в буквальном переводе с санскрита означает "принцип действия"; но в данном контексте карма подразумевает также последствия, результаты или плоды (санскр. пхала) наших действий (las rgyu 'bras-bu). Говорится, что результаты следуют за действиями столь же неизбежно, как тень следует на телом. Причины и последствия кармы служат одной из основных тем для размышления и медитации на предварительной ступени практики буддизма Ваджраяны. Принцип кармы служит основой буддистского понимания жизни на всех ее уровнях. Ложным воззрением (санскр. митхья дришти) в буддизме называется прежде всего отрицание учения о карме. В самом деле, вся вселенная во всем многообразии ее физических условий и живых существ объясняется с помощью понятия кармы. Согласно Абхидхармакоше,[30] "все многообразие мира порождено кармой". Опять же, как сказано в Махакарунапундарика Сутре, "мир создан кармой; живые существа являются ее результатом и проистекают из нее, как из источника; благодаря ей они подразделяются на типы и состояния". А в Кармашатака Сутре говорится, что "существуют разные виды действия, посредством которых были созданы разные формы сущего".[31] Так, в буддистских писаниях принято говорить о шести уделах перерождения ('gro-ba drug). Три высших удела это жизнь Дэва или божества, Асура или титана (титаны соперничают с божествами, но в остальном очень на них похожи) и человека. | ||
|