Библиотека >> ДЗОГЧЕН
Скачать 46.12 Кбайт ДЗОГЧЕН
К числу низших или несчастных уделов относятся рождение среди животных, среди Претов или неприкаянных голодных духов и среди обитателей ада. Как получается, что нашим уделом оказывается одна из этих сфер? Вследствие наших действий в предыдущих жизнях в потоке нашего сознания начинает преобладать какая-то определенная страсть; поэтому перерождаясь наше сознание оказывается в месте или в ситуации, структурированной по законам этой преобладающей страсти. Например, убийца или воин, убивающий людей по роду своей деятельности, обнаружит, что поток его сознания проникнут безусловно преобладающими в нем мыслями ненависти и гнева, связанными с его прошлыми действиями. После смерти он обнаружит, что переродился в области адских переживаний, страдая от жара или холода в крайне ограниченном пространстве. Это место, которое мы называем адом, было создано для его сознания привычными для него мыслями ненависти и гнева. Но когда энергия этой кармы, созданной его мыслями и действиями исчерпается, он обнаружит, что переродился в каком-то другом месте, характер которого зависит от других неосознанных склонностей, которые могут лежать под поверхностью потока его сознания. Подобным же образом, склонность к жадности, похоти, вожделению и привязанности создает бесплодные и пустынные ландшафты вечно неудовлетворенных желаний, где индивид в форме Прета – призрака, мучимого неутолимым голодом и жаждой, – безуспешно бродит в поисках удовлетворения. Склонность к иллюзиям, робости, нерасторопности и глупости приводит к перерождению в царстве животных, где существование подчинено неодолимым инстинктам, а также страху быть убитым и съеденным другими животными или порабощенным человеком. Склонность к ревности и зависти становится причиной существования могущественных и не знающих покоя Асуров – титанов, постоянно занятых битвами, борьбой и раздорами. Склонность к гордыне, высокомерию и эгоцентризму приводит к воплощению среди Дэвов или божеств царства чувственных желаний, где они в райской обстановке наслаждаются существованием, напоминающим сны наяву. Для перерождения в качестве Асура или Дэва требуется наличие благоприятной кармы, а не только помыслов зависти и гордыни. Однако форму проявления этих состояний существования определяют именно последние. В конце концов, состояния эти представляют собой состояния сознания. Но даже в восхитительном царстве Дэвов есть место страданию, так как Дэвы обладают даром предвидения; и поэтому они страдают в предчувствии неизбежной смерти и перерождения в мирах намного менее приятных. Таким образом, обратной стороной гордыни Дэвов служат тревога и страх. Наличие всех пяти страстей или склонностей в более-менее равных пропорциях приводит к перерождению в качестве человека.
Как видим, Будда воспользовался современной ему индийской мифологией, чтобы проиллюстрировать различные психологические измерения, создаваемые страстями и проистекающими из них действиями речи и тела. В самом деле, все эти уделы существования, создаваемые преобладанием какой-то страсти в потоке сознания, можно обнаружить в жизни людей здесь и сейчас. Таким образом, чтобы оказаться в измерении, порожденном одной из этих страстей или одержимостей, не обязательно дожидаться будущих воплощений. Однако поскольку упомянутые разновидности существ (инфернальные, призрачные, животные, титанические, божественные и человеческие, обладающие грубоматериальными телами или телами из более тонкой материи), находятся во власти своих чувственных желаний, на языке традиционной космологии все эти измерения существования носят общее название Камадхату или Мира Желаний. Выше Мира Желаний находятся уровни чисто ментального существования в очень тонких телах, сотканных из света. В целом эти уровни называются Рупадхату или Мир Форм. За пределами этого мира, который, не имея определенной пространственной локализации, простирается по всей вселенной, лежат уровни космического сознания, называемые Арупадхату или Мир Без Форм. Совокупность всех трех миров (Тридхату) образует Сансару, не имеющий начала круг смерти и перерождения. Но каким образом карма передается из одного воплощения в другое? Как может то, что мы сделали в прошлой жизни, влиять на нас в настоящем, тем более принимая во внимание хорошо известную буддистскую доктрину Анатмана, согласно которой у человека нет вечного и постоянного я? Тут действует принцип взаимозависимого происхождения: происходит одно событие, из него вытекает другое, обусловленное тем, что произошло первое, и так далее до бесконечности.[32] Энергия, которая порождается нашими действиями и аккумулируется потоком сознания, не может быть до конца изжита в течение одной жизни, и это приводит к появлению соответствующих переживаний в будущих жизнях. Мы можем описать этот процесс в более психологическом ключе, адаптировав органическую модель, используемую школой Йогачаров. Несмотря на то, что постоянной и неизменной сущности или субстанции, называемой "я", не существует, тем не менее существует Виджняна Сантана или "поток сознания", непрерывное течение состояний сознания. Этот поток сознания течет через множество разных воплощений подобно реке, текущей через множество разных местностей; на всем своем протяжении это одна и та же река, и вместе с тем она каждое мгновение меняется. | ||
|