Библиотека >> Разум против человека

Скачать 125.07 Кбайт
Разум против человека

Но иногда нужно подчеркнуть низкий характер явления, выразить уничижительное отношение к нему. Предлагаю ввести в норму написание с уменьшенной буквы. В полроста. С такой полубуквы стоило бы писать даже некоторые имена и фамилии. Особенно б ольших людей.


* * *


Читал очерки Н. Михайловского о жизни в сельской глуши, в ссылке. “Часто собирались и пели”. Пели! Мужчины. Трезвые. Для удовольствия. Унтер Пришибеев у Чехова ходит по деревне и запрещает: “песен не петь, огня не зажигать”. Теперь по первому пункту он был бы совершенно спокоен. Не поют даже пьяные. Ни в городе, ни в деревне. А если какая-то компания, группировка молодежи запоет на улице, то хочется позвать милицию уже самому. Как-то неловко. Да и поют ужасно. Голоса все замкнутые, зажатые. Совершенно перестали петь в передовых странах Запада, американцы. Для них это – “фольклор”. (Разумеется, если не учитывать бизнес-пения). Теперь цивилизуемся и мы. Все сводится к говорению и еде. Это единственное, что еще делаем сами. Остальное отдано специалистам. Душу отдали. Пока технике. А может уже и Богу, только механизм этого события – дьявольский.


* * *


Чуть не каждый второй взрослый американец посещает своего психотерапевта. Можно подумать, что половина Америки больна или на грани сумасшествия. Вовсе нет. Они просто хотят пообщаться. Заплати 100 долларов и тебя послушают, даже поговорят. “Платные стоянки для отдыха на трассе гонки по кругу функционирования”. Это та половина американцев, которая до сих пор не научилась обходиться без души. Пол-Америки – и не роботы. Компьютера, им, видите ли, мало. Какая отсталость! А о нас так и говорить нечего. Время транжирим, будто оно даром дано. Большинство не имеет расписанной программы действий не только на год, но и на день. Живем как трава растет. Каменный век!

Эпидемия ресторанов Макдональдс. Пандемия. У всех одинаковый стол. А каков сегодня мировой стул? Как и вчера. Стул-макдональдс. А настроение? “О, на биггамбургер!” Общечеловеческие ценности.


* * *


Кажется, в паспорта больше не будут вписывать национальность. Значит наций больше нет или их вот-вот отменят. Официально. Кажется, что в ХХI век Россия вступит без русских. Разве только по инерции будем употреблять это слово. Не будет у нас, впрочем, и татар, чукчей, евреев, других народов, хотя дело может кончится неожиданным результатом: подъемом национальных чувств. Но фактически объявлена “новая историческая общность” – россияне. Помнится, при социализме несколько лет спорили о новой исторической общности советском народе. Так все и утонуло в дискуссиях. Теперь этносы хотят ликвидировать явочным порядком, никого не спрашивая. Очевидно, что при следующем обмене (или отмене) паспортов, ликвидируют запись пола. Чтоб ни “м”, ни “ж”, ни нации. Семейное положение указывать не будут тоже. Или все это будут знать только компьютеры. А для людей будет просто некто. Нечто. Оно. Общечеловек. Важен просто “человек” – радуется искусственная интеллигенция. Однако из каких свойств этот человек складывается? В чем заключается его самость? Не пугайте, возразят они, считающие себя либералами и во всем насаждающие стандарт. Различие останется. Сохранится. У вас будет Номер! Вы, например, 123456789, а я 123456790! Чем мы не Личности? “Цифрочеловек”. Числовек. Во всяком случае компьютеры будут узнавать нас прекрасно. А это главное. Это – все.


* * *


Греха он не боится – говорили о нарушителе социальных норм, когда верили в Бога.

Совести у него нет – упрекали человека, когда регулятором жизни стало общественное мнение.

Он не испытывает чувство вины – сетуют на особенно распоясавшегося эгоиста в обществе вседозволенности.

Это уже последняя попытка опереться на духовность, остатки которой сохраняются у современного человека скорее по наследству. Но наследства надолго не хватит. И тогда человек должен стать или совершенным, вернее, совершенно рациональным, или вновь придется прибегать к регуляторам извне. Они уже будут технические.

В Америке часть преступников стережет электронный браслет на руке. Его можно запрограммировать и против нарушения моральных норм...

Не только в магазинах, но и в целых кварталах городов устанавливают следящие телекамеры. “Телескрины” Дж. Оруэлла начали свое победоносное шествие. Когда это описывалось в романах, ужасались, а когда это происходит в действительности никто не замечает.

Машинный контроль за людьми без чувства страха, совести и вины. За людьми без души. Роботы за роботами. Техницейское общество.


Антисемитизм


Регистратура хозрасчетной поликлиники в Москве (когда они были еще недорогие). Полно приезжих.

– Бабка, к какому врачу тебя записать, к кому?

– Запиши, милая, к мужчине.

– Так у нас и мужчин много, по какой болезни-то, выбирай давай скорее.

– Вот чтобы к еврею запиши. Они лучше понимают, обходительные.

Некто посылает в журнал свои статьи. Отказы. Если он русский, говорит – евреи засели, своих печатают. Если еврей – зажимают, антисемитизм.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61