Библиотека >> Критика практического разума

Скачать 127.08 Кбайт
Критика практического разума

А так как это определение внутренне так
же побуждает к деятельности, как чувство удовольствия, ожидаемого от
задуманного поступка, то мы легко принимаем то, что мы сами делаем, за
нечто такое, что мы только пассивно чувствуем, и тогда моральные мотивы мы
принимаем за чувственное побуждение, как это всегда бывает при так
называемом обмане чувств (здесь внутреннего чувства). Определяться к
поступкам непосредственно чистым законом разума и даже питать иллюзию,
будто субъективное в этой интеллектуальной оп-ределяемости воли есть нечто
эстетическое и действие особенного чувственно воспринимаемого чувства (ведь
интеллектуальное чувство было бы противоречием), - все это есть нечто в
высшей степени возвышенное в человеческой природе. Важно также обратить
внимание на это свойство нашей личности и наилучшим образом культивировать
воздействие разума на это чувство. Но следует также остерегаться фальшивыми
восхвалениями этого морального основания определения как мотива, когда под
него подводят чувства особых радостей в качестве основания (а ведь они
только следствия), унизить и исказить, словно через поддельную фольгу,
действительные, настоящие мотивы, сам закон. Уважение, а не удовольствие
или наслаждение счастьем есть, следовательно, то, для чего невозможно
никакое предшествующее чувство, положенное разуму в основу (потому что
такое чувство всегда было бы эстетическим и патологическим); сознание
непосредственного принуждения воли законом вряд ли есть аналог чувству
удовольствия, между тем по отношению к способности желания оно делает то же
самое, но из других источников. Однако одним лишь этим способом
представления можно достигнуть того, чего ищут, а именно того, чтобы
поступки совершались не только сообразно с долгом (в силу приятных чувств),
но и из чувства долга, что должно быть истинной целью всякого морального
воспитания.

Но разве нет слова, которое обозначало бы не наслаждение,. как [его
обозначает] слово счастье, а удовлетворенность своим существованием, аналог
счастью, который необходимо должен сопутствовать сознанию добродетели?
Есть! Это слово - самоудовлетворенность, в своем подлинном значении оно
всегда указывает только на негативную удовлетворенность своим
существованием, когда сознают, что ни в чем не нуждаются. Свобода и
осознание ее как способности соблюдать моральный закон с неодолимой силой
убеждения есть независимость от склонностей, по крайней мере как
определяющих (хотя и не как оказывающих воздействие) побудительных причин
наших желаний; и насколько я сознаю ее в соблюдении своих моральных максим,
она единственный источник неизменной удовлетворенности, необходимо
связанной с соблюдением этих максим и не основывающейся ни на каком особом
чувстве, и эту удовлетворенность можно назвать интеллектуальной.
Эстетическая удовлетворенность (так она называется не в собственном смысле
слова), которая основывается на удовлетворении склонностей, какими бы
тонкими их ни изображали, никоща не может быть адекватна тому, что об этом
думают. В самом деле, склонности меняются, усиливаются, когда им
благоприятствуют, и всеща оставляют после себя больше пустоты, чем та,
которую думали наполнить [ими ]. Поэтому они для разумного существа всегда
тягостны; и хотя оно не в силах отказаться от них, они все же вызывают у
него желание отделаться от них. Даже склонность к тому, чтб сообразно с
долгом (например, к благотворительности), хотя и может чрезвычайно
способствовать действенности моральной максимы, но самой максимы не
порождает. Ведь в максиме все нацелено на представление о законе как
определяющем основании, если поступок должен содержать в себе не только
легальность, но и моральность. Склонность, благонравна она или нет, слепа и
рабски покорна, и там, где дело идет о нравственности, разум не только
должен быть ее опекуном, но, не принимая ее во внимание, должен как чистый
практический разум заботиться исключительно о своем собственном интересе.
Даже чувство сострадания и нежной симпатии, если оно предшествует
размышлению о том, в чем состоит долг, и становится определяющим
основанием, тягостно даже для благомыслящих людей; оно приводит в
замешательство их обдуманные максимы и возбуждает в них желание отделаться
от него и повиноваться только законодательствующему разуму.

Отсюда можно понять, каким образом сознание этой способности чистого
практического разума может делом (добродетелью) порождать сознание
господства над своими склонностями, а тем самым и сознание независимости от
них, следовательно, и недовольства, которое всегда им сопутствует, и, таким
образом, вызывает негативную удовлетворенность своим состоянием, т. е.
довольство, источник которого есть довольство своей личностью. Таким
образом (а именно косвенно) самой свободе до

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78