Библиотека >> Критика практического разума

Скачать 127.08 Кбайт
Критика практического разума

Понятие же эмпирически не обусловленной
причинности теоретически хотя и пусто (не имеет соответствующего ему
созерцания), но все же возможно и относится к неопределенному объекту;
вместо этого ему придается значение в моральном законе, следовательно, в
практическом отношении, поэтому хотя я и не имею созерцания, которое
определяло бы для него его объективную теоретическую реальность, тем не
менее это понятие имеет действительное применение, которое может быть in
concrete показано в образе мыслей или максимах, т. е. имеет практическую
реальность, которая может быть указана, а этого достаточно для его
подтверждения даже в отношении ноуменов.

Но эта однажды допущенная в сфере сверхчувственного объективная реальность
чистого рассудочного понятия дает теперь всем остальным категориям, хотя
лишь постольку, поскольку они находятся в необходимой связи с определяющим
основанием чистой воли (с моральным законом), также и объективную, только
лишь практически применимую реальность, которая, впрочем, не имеет никакого
влияния на расширение теоретического познания этих предметов как
проникновения в их природу посредством чистого разума. Впоследствии мы и
увидим, что категории всегда имеют отношение только к существам как
мыслящим существам и в них - только к связи между разумом и волей, стало
быть, всегда лишь к сфере практического, а дальше этого ни на какое
познание их не притязают; но какие бы свойства, принадлежащие к
теоретическому способу представления таких сверхчувственных вещей, ни были
поставлены в связь с ними, все они тогда относятся вовсе не к знанию, а к
праву (в практическом отношении даже к необходимости) признать и допускать
их даже там, где допускают сверхчувственные сущности (как бога) по
аналогии, т. е. по отношению чистого разума, которым мы практически
пользуемся применительно к чувственным сущностям, и таким образом благодаря
применению к сверхчувственному, но только в практическом отношении
нисколько не содействуют чистому теоретическому разуму в том, чтобы он
витал в запредельном.

(1) Положения, которые в математике или физике (Nalariehrc) называют
практическими, следовало бы, собственно, называть техническими. Ведь эти
науки не имеют дела с определением води; они только указывают на
разнообразное [содержание] возможной деятельности, а этого достаточно для
того, чтобы вызвать определенное действие; следовательно, эти положения
суть такие же теоретические положения, как те, что выражают связь причины с
некоторым действием. Кому нравится действие, тот должен мириться и с тем,
что имеется причина.

(2) Франц (Франциск) I (1494-1547) - французский король, оспаривавший у
императора Карла V владение Миланом.

(3) В другом месте. Кант имеет в виду свою книгу "Основы метафизики
нравственности".

(4) Спекулятивного - согласно чтению Грилло и Кербаха, принятого Прусским
академическим изданием, К. Форлендером и Э. Кассирером. В первом
прижизненном издании напечатано "практического".

(5) causa noumenon (лат.) - "умопостигаемая" причина, нечувственное
созерцание отношения к следствию, понятие, пригодное не для познавания
предметов, а только для определения в них причинности вообще, в одном лишь
практическом отношении.

(6) В теоретическом применении. В прижизненных изданиях - "в практическом
применении". То же у Э. Кассирера. Форлендер следует чтению Шендерфера - "в
теоретическом применении".



Глава 2



Под понятием [предмета ] практического разума я понимаю представление об
объекте как возможном действии через свободу. Следовательно, быть предметом
практического познания, как такового, означает только отношение воли к
поступку, через которое этот предмет или его противоположность становится
действительным; суждение о том, есть ли нечто предмет чистого практического
разума или нет, представляет собой лишь различение возможности или
невозможности желать того поступка, через который, если бы мы были к этому
способны (о чем должен судить опыт), тот или иной объект стал бы
действительным. Если объект признается как определяющее основание нашей
способности желания, то физическая возможность его через свободное
применение наших сил должна предшествовать суждению о том, есть ли он
предмет практического разума или нет. Если же можно рассматривать априорный
закон как определяющее основание поступка, а стало быть, и этот поступок
как определенный чистым практическим разумом, то суждение о том, есть ли
нечто предмет чисто практического разума или нет, совершенно не зависит от
сравнения [его] с нашей физической способностью; тогда вопрос состоит лишь
в том, можем ли мы желать поступка, который имеет целью существование
объекта, если бы это было в нашей власти; стало быть, моральная возможность
поступка должна предшествовать, так как здесь определяющее основание его не
предмет, а закон воли.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78