Библиотека >> Критика практического разума

Скачать 127.08 Кбайт
Критика практического разума



(4) Фонтенель (1657-1757) - французский философ эпохи Просвещения и
сатирический писатель.

(5) Если точно исследовать понятие уважения к лицам так, как оно было
представлено нами выше, то можно заметить, что оно всегда основывается на
сознании долга, ставящего перед нами пример, и что, следовательно, уважение
не имеет никакой другой основы, кроме моральной, и (что очень хорошо, а в
психологическом отношении для познания людей даже очень полезно) во всех
тех случаях, где мы пользуемся этим термином, обращать внимание на
таинственное и удивительное, но часто встречающееся обстоятельство: как
человек в своих суждениях принимает в соображение моральный закон.

(6) Принцип личного счастья, который иные пытаются выдавать за высшее
основоположение нравственности, представляет собой полный контраст этому
закону. Этот принцип гласил бы: люби себя больше всего, а бога и ближнего
своего - только ради самого себя.

(7) В сочинении " Государство" , 522и ел. - 201.

(8) В " Теодицее" (""Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu etc.", 52,
403).

(9) В сочинении " Тhe Doctrine of Philosophical Necessity, London. 1777, р.
86).

(10) Вокансон - мастер из Гренобля, впервые демонстрировал в 1738 г. в
Париже автоматические фигуры (флейтиста и кларнетиста, играющих на своих
инструментах, а также утку, глотающую пищу).

(11) Кант имеет в виду сочинение Мендельсона "Morgenstunden" (1785), раздел
XI.

(12) Определение [человека как способного к свободе существа], которое в
теоретическом отношении было бы трансцендентным, в практическом отношении
имманентно. Это значит, что как предмет теоретического познания свобода "
трансцендентна" , лежит по ту сторону доступного человеку постижения.
Напротив, как предмет практического разума, как основоположение
нравственности, свобода познается определенно и ассерторически. Тем самым "
умопостигаемый" мир оказывается не только действительным, но и определенным
в практическом отношении.



Глава 1

КНИГА ВТОРАЯ

ДИАЛЕКТИКА ЧИСТОГО ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА


ГЛАВА ПЕРВАЯ

О ДИАЛЕКТИКЕ ЧИСТОГО ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА ВООБЩЕ



Чистый разум, будем ли мы его рассматривать в спекулятивном или
практическом применении, всегда имеет свою диалектику, так как он требует
абсолютной целокупности условий для данного обусловленного, а ее можно
найти только в вещах в себе. А так как все понятия о вещах должны быть
соотнесены с созерцаниями, а созерцания у нас, людей, могут быть лишь
чувственными, стало быть, предметы можно познавать не как вещи в себе, а
только как явления, в ряду обусловленного и условий которых никогда нет
безусловного, - то из приложения этой идеи разума о целокупности условий
(стало быть, о безусловном) к явлениям неизбежно возникает видимость, будто
эти явления суть вещи сами по себе (ведь без предостерегающей критики их
всегда считают таковыми); эта видимость никогда и не казалась бы ложной,
если бы она не выдавала себя из-за противоречия разума с самим собой в
применении его основоположения к явлениям - предполагать безусловное для
всего обусловленного. Это заставляет разум исследовать эту видимость:
откуда она возникла и как можно ее устранить. Этого можно достигнуть только
посредством исчерпывающей критики всей чистой способности разума; так что
антиномия чистого разума, которая обнаруживается в его диалектике, на деле
есть самое благотворное заблуждение, в какое только может впасть
человеческий разум, так как в конце концов она побуждает нас искать ключ,
чтобы выбраться из этого лабиринта; а когда этот ключ найден, он открывает
нам и то, чего мы не искали, но что нам нужно, а именно дает нам
возможность усмотреть высший неизменный порядок вещей; при этом порядке
вещей мы находимся уже теперь, а определенные предписания могут нам
указать, как продолжать при нем наше существование сообразно с высшим
назначением разума.

Как разрешить эту естественную диалектику в спекулятивном применении
чистого разума и предотвратить ошибку, возникающую из естественной,
впрочем, видимости, было подробно указано в критике этой способности. Не
лучше, однако, обстоит дело с разумом в его практическом применении. Как
чистый практический разум он также ищет безусловное для практически
обусловленного (зависящего от склонностей и естественных потребностей), и
притом не как определяющее основание воли; когда это основание уже дано (в
моральном законе), он ищет безусловную целокупность предмета чистого
практического разума под именем высшего блага.

Определение этой идеи, в достаточной мере практическое, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78