Библиотека >> Человеческое, слишком человеческое.
Скачать 222.61 Кбайт Человеческое, слишком человеческое.
После
этой, быть может, весьма длительной переходной
борьбы решается, наконец, достаточно ли еще
сильны религиозные партии, чтобы возвратить
старое состояние и повернуть назад колесо, — в
таком случае государством неизбежно овладевает
просвещенный деспотизм (быть может, менее
просвещенный и более боязливый, чем прежде), —
или же побеждают безрелигиозные партии и в
течение нескольких поколений препятствуют
преемственному распространению враждебного
направления, например, с помощью школ и
воспитания, и, наконец, делают его совершенно
невозможным. Но затем и у них слабеет упомянутое
увлечение государством; все яснее становится,
что вместе с религиозным обоготворением, для
которого государство было таинством и
сверхмировым созданием, потрясено и
почтительное, основанное на авторитете,
отношение к нему. Отныне отдельные лица
интересуются им, лишь поскольку оно может быть им
полезно или вредно, и всеми силами теснятся к
нему, чтобы приобрести влияние на него. Но это
соперничество вскоре становится слишком велико,
люди и партии меняются слишком быстро, слишком
яростно сбрасывают друг друга с горы, как только
они достигли ее вершины. Всем мероприятиям,
которые проводит правительство, недостает
залога длительности; начинают избегать
предприятий, которые десятилетия и столетия
должны тихо произрастать, чтобы принести зрелые
плоды. Никто не чувствует иного обязательства в
отношении закона, как только покориться на
мгновение власти, которая внесла этот закон; но
тотчас же употребляются усилия, чтобы взорвать
ее новой властью, новообразованным большинством.
В конце концов это можно высказать с
уверенностью — недоверие ко всякому управлению,
уяснение бесполезности и изнурительности таких
недолговечных распрей влечет людей к совершенно
новому решению: к отмене понятия государства, к
устранению противоположности между «частным» и
«публичным». Частные общества шаг за шагом
вовлекают в свою сферу государственные дела:
даже самый неподатливый остаток, который
сохранится от прежней работы правительства
(например, деятельность, охраняющая частных лиц
от частных же лиц), в конце концов будет также
выполняться частными предприятиями.
Пренебрежение к государству, упадок и смерть
государства, разнуздание частного лица (я
остерегаюсь сказать: индивида) есть последствие
демократического понятия государства; в этом его
миссия. Если оно исполнило свою задачу — которая,
как все человеческое, несет в своем лоне много
мудрого и много неразумного, — если все
возвратные припадки старой болезни преодолены,
то раскрывается новая страница в книге сказок
человечества, — страница, на которой можно будет
прочитать весьма диковинные истории, а может
быть, и кое-что хорошее. — Чтобы еще раз коротко
повторить все вышесказанное: интерес опекающего
правительства и интерес религии идут рука об
руку, так что, когда начинает отмирать последняя,
потрясается и основа государства. Вера в
божественный порядок политических дел, в
таинство, которым овеяно существование
государства, имеет религиозное происхождение;
если религия исчезнет, то государство неизбежно
потеряет свое покрывало Изиды и не будет
возбуждать благоговения. Суверенность народа,
рассматриваемая вблизи, содействует тому, чтобы
рассеять даже последнее очарование и суеверие в
области этих чувств; современная демократия есть
историческая форма падения государства. —
Горизонты, которые открываются в результате
этого несомненного падения, однако, не во всех
отношениях могут быть названы печальными:
рассудительность и себялюбие людей развиты в них
лучше всех прочих их свойств; если государство
уже не удовлетворяет запросам этих сил, то менее
всего наступит хаос, а скорее еще более
целесообразное учреждение, чем государство,
одержит победу над государством. Человечество
уже пережило смерть некоторых организованных
сил — как, например, родовой общины, которая в
течение тысячелетий была более могущественна,
чем семья, и даже властвовала и управляла задолго
до возникновения последней. Мы сами видим, как
столь значительная правовая и социальная идея
семьи, которая некогда господствовала всюду в
пределах римской культуры, становится все слабее
и бессильнее. Так и позднейшее поколение будет
видеть, как государство в отдельных местах земли
все более теряет свое значение — представление,
которое многие современные люди едва могут
помыслить без страха и отвращения. Активно
содействовать распространению и
осуществлению этого представления есть, правда,
дело иное: нужно иметь весьма самоуверенное
мнение о своем уме и очень плохо понимать
историю, чтобы уже теперь приложить руку к плугу,
— тогда как еще никто не может указать семян,
которые были посеяны на взрытой почве.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
| ||
|