Библиотека >> Человеческое, слишком человеческое.
Скачать 222.61 Кбайт Человеческое, слишком человеческое.
И таким образом,
у духа есть сотни поводов удивляться и искать причин
этого возбуждения; сон же есть искание и
представление причин для этих возбужденных
ощущений, т. е. мнимых причин. У кого, например,
ноги опоясаны двумя ремнями, тому, может быть,
снится, что две змеи обвиваются вокруг его ног;
это есть сначала гипотеза, затем вера,
сопровождаемая образным представлением и
измышлением: «эти змеи должны быть causa того
ощущения, которое испытываю я, спящий» — так
судит дух спящего. Умозаключенное таким образом
прошлое становится для него благодаря
возбужденной фантазии настоящим. Так, всякий по
личному опыту знает, как быстро спящий вплетает в
свой сон доходящий до него сильный звук, например
звон колоколов или пушечный выстрел, т. е.
объясняет его задним числом, так что ему кажется,
что он сперва пережил обусловливающие
обстоятельства, а затем уже данный звук. — Но
почему же дух спящего всегда ошибается, тогда как
дух бодрствующий обыкновенно столь трезв,
осторожен и скептичен в отношении гипотез? —
Почему он удовлетворяется первой попавшейся
гипотезой для объяснения чувства и тотчас же
верит в ее истинность? (Ибо во сне мы верим в сон,
как будто он есть реальность, т. е. мы считаем нашу
гипотезу вполне доказанной.) — Я полагаю: как еще
теперь человек умозаключает во сне, так
человечество умозаключало и наяву много
тысячелетий подряд: первая causa, которая приходила
в голову, чтобы объяснить что-либо нуждавшееся в
объяснении, была достаточна и принималась за
истину. (Так, согласно рассказам
путешественников, поступают дикари еще и теперь.)
Во сне это первобытное свойство человечества
возрождается в нас, ибо это есть основа, на
которой развился и еще развивается в каждом
человеке высший разум: сон переносит нас назад, к
отдаленным эпохам человеческой культуры, и дает
нам средство лучше понять их. Сонное мышление
удается нам теперь так легко, потому что в
течение очень долгих периодов развития
человечества мы были так хорошо приучены именно
к этой фантастической и дешевой форме объяснения
всего любой выдумкой. В этом смысле сон есть
отдых для мозга, ибо днем последний должен
удовлетворять более строгим требованиям,
которые ставит мышлению более высокая культура.
— Сходное состояние, образующее прямо-таки
преддверие и ворота ко сну, мы можем испытать и
при бодрствующем сознании. Когда мы закрываем
глаза, то мозг создает множество световых
впечатлений и цветов, вероятно, как своего рода
отголосок и эхо всех тех световых ощущений,
которые проникают к нему днем. Но рассудок (в
союзе с фантазией) тотчас же перерабатывает эту,
самое по себе бесформенную, игру цветов в
определенные фигуры, образы, пейзажи, оживленные
группы. Подлинный процесс при этом есть
опять-таки известного рода умозаключение от
действия к причине; задаваясь вопросом: «откуда
эти световые впечатления и цвета?» — дух
подставляет в качестве причин указанные фигуры и
образы; они кажутся ему источниками этих цветов и
световых впечатлений, потому что он привык днем и
при открытых глазах находить действующую
причину каждого цвета, каждого светового
ощущения. Здесь, следовательно, фантазия
постоянно снабжает его образами, опираясь в
своей деятельности на зрительные впечатления
дня, и совершенно то же делает фантазия во сне —
т. е. мнимая причина выводится из действия и
представляется после действия, и все это с
необычайной быстротой, так что здесь, как когда
смотришь на фокусника, может возникнуть
неправильное суждение, и то, что следует одно за
другим во времени, может показаться
одновременным и даже в обратной
последовательности. Из этих процессов мы можем
усмотреть, как поздно развилось более
острое логическое мышление, строгое отношение к
причине и действию, если еще теперь наш
разум и рассудок непроизвольно возвращаются в
своих функциях к этим примитивным формам
умозаключения, и мы приблизительно половину
нашей жизни пребываем в этом состоянии. — Точно
так же поэт, художник измышляет для своих
настроений и душевных состояний причины, которые
отнюдь не суть истинные; он в этом смысле
напоминает нам прежнее человечество и может
содействовать пониманию последнего.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
| ||
|