Библиотека >> Человеческое, слишком человеческое.
Скачать 222.61 Кбайт Человеческое, слишком человеческое.
Проблема,
которую ставят себе люди того времени, теснейшим
образом примыкает к вопросу: как может более
слабое племя все же диктовать законы более
сильному, воздействовать на него, управлять
его поведением (в отношении к более слабому
племени)? Вспоминают прежде всего о самом
невинном роде принуждения, который можно
осуществлять, приобретая чью-либо склонность.
Следовательно, мольбами и молитвами,
покорностью, обязательством приносить
постоянную дань и дары, льстивым славословием
можно воздействовать также и на силы природы,
поскольку тем самым добиваются их
благосклонности: любовь связует и поддается
связыванию. Тогда можно заключить договоры,
причем обе стороны взаимно обязуются к
известному поведению, дают залоги и обмениваются
клятвами. Но гораздо существеннее род
насильственного принуждения посредством магии и
колдовства. Подобно тому как человек с помощью
волшебника умеет вредить даже врагу,
превосходящему его по силе, как любовное
волшебство действует на расстоянии, так человек
верит, что, несмотря на свою слабость, он способен
воздействовать и на могущественных духов
природы. Главное средство всякого колдовства
состоит в том, чтобы овладеть чем-либо, что
принадлежит соответствующему лицу, — его
волосами, ногтями, кусочком пищи с его стола или
даже его изображением, его именем. Имея такой
аппарат, можно колдовать; ибо основная посылка
гласит: ко всему духовному принадлежит нечто
телесное; с помощью последнего можно связывать
дух, вредить ему и уничтожать его; телесный
элемент дает орудие, посредством которого можно
овладеть духовным. И как человек влияет на
другого человека, так он влияет и на всякого духа
природы; ибо и последний обладает телесным
началом, за которое его можно ухватить. Дерево и,
по сравнению с ним, росток, из которого оно
вырастает, — это загадочное сопоставление,
по-видимому, доказывает, что в обеих формах
воплотился один и тот же дух, то в большом, то в
малом объеме. Внезапно покатившийся камень есть
тело, в котором действует дух; если в одинокой
роще лежит глыба, то представляется невозможным,
чтобы ее принесла сюда человеческая сила;
следовательно, камень сам пришел сюда, т. е. в нем
приютился дух. Все, что имеет тело, доступно
колдовству, стало быть, и духи природы. Если бог
прямо связан своим изображением, то на него можно
и прямо воздействовать (посредством лишения его
жертвенной пищи, бичевания, заключения в оковы и
т. п.). Китайцы низших классов, чтобы
насильственно добиться благосклонности своего
бога, оставившего их без помощи, связывают
веревками его изображение, сбрасывают с
пьедестала, влачат по улицам, вываливают в грязи
и навозе; «Собака ты, — приговаривают они, — мы
поселили тебя в роскошном храме, мы красиво
позолотили тебя, хорошо кормили, приносили тебе
жертвы, а ты так неблагодарен!» Подобные же
насильственные меры в отношении изображений
святых и Божьей Матери, когда они не хотели
исполнять своей обязанности во время эпидемий
или засух, случались еще в этом столетии в
католических странах.
Из всех этих колдовских действий возникли бесчисленные церемонии; и когда, наконец, хаос их стал слишком велик, их постарались упорядочить, систематизировать, так чтобы можно было, посредством соответственного выполнения системы процедур, обеспечить себе благоприятный исход всего течения явлений природы, главным образом великого годового круговорота. Смысл религиозного культа состоит в том, чтобы склонить и принудить природу к выгоде человека, т. е. внести в нее закономерность, которою она сама по себе не обладает; тогда как в настоящее время мы хотим познать закономерность природы, чтобы подчиниться ей. Словом, религиозный культ основан на представлениях о колдовском отношении человека к человеку; и колдун древнее священника. Но наряду с этим культ основан и на других, более благородных представлениях: он предполагает симпатическое отношение человека к человеку, наличность благожелательности, благодарности, внимания к просьбам, договор между врагами, обеспечение залогом, притязание на охрану собственности. Человек даже на очень низких ступенях культуры не стоит к природе в отношении бессильного раба, он не должен обязательно быть ее безвольным слугой; на греческой ступени религии, в особенности в отношении к олимпийским богам, выражается даже как бы сожительство двух каст, более знатной и могущественной и менее знатной, причем по своему происхождению они некоторым образом близки, принадлежат к одному роду и не должны стыдиться друг друга. Это есть благородная черта греческой религиозности. 112 При взгляде на некоторые предметы античного культа. Как некоторые чувства утрачены нами, это видно на примере соединения шуточного и даже непристойного с религиозным чувством; ощущение возможности такого смешения исчезает, нам лишь исторически понятно еще, что оно существовало — в празднествах Деметры и Диониса, в христианских пасхальных празднествах и мистериях. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
| ||
|