Библиотека >> Человеческое, слишком человеческое.
Скачать 222.61 Кбайт Человеческое, слишком человеческое.
Он сам не знал себя; он сам понимал
письмена своих настроений, влечений, поступков
согласно искусству толкования, которое было
столь же натянуто и неестественно, как
пневматическое толкование Библии. Бестолковое и
больное в его натуре, с ее сочетанием духовной
нищеты, плохого знания, испорченного здоровья,
чрезмерно раздраженных нервов, оставалось
скрытым для его собственного взора, как и для
взора посторонних наблюдателей. Он не был
особенно добрым человеком и еще менее был
особенно мудрым человеком; но он означал нечто,
что по благости и мудрости превосходит всякую
человеческую меру. Вера в него укрепляла веру в
божественное и чудесное, в религиозный смысл
всего бытия, в предстоящий день последнего суда.
В вечернем блеске закатывающегося солнца мира,
которое сияло над христианскими народами, тень
святого вырастала до чудовищных размеров; она
достигла такой высоты, что даже в наше время, уже
не верующее в Бога, находятся еще мыслители,
которые веруют в святого.
144 Само собою разумеется, что этому портрету святого, который набросан по среднему экземпляру всего типа, можно противопоставить иные рисунки, которые способны произвести более приятное впечатление. Отдельные исключения из этого типа выделяются либо особой кротостью и благожелательностью к людям, либо очарованием необычайной действенной силы; другие в высшей степени привлекательны, потому что известные фантастические представления изливают на все их существо потоки света, как это, например, имеет место с прославленным основателем христианства, считавшим себя единорожденным Сыном Божьим и оттого чувствовавшим себя безгрешным; так что он силою воображения — о котором не следует судить слишком сурово, так как вся древность кишмя кишела сыновьями Божьими, — достиг той же цели, чувства полной безгрешности, полной безответственности, которое сегодня посредством науки доступно каждому. — Точно так же я отвлекся от индусских святых, которые стоят на промежуточной ступени между христианским святым и греческим философом и в этом мысле не представляют чистого типа; познание, наука — поскольку таковая существовала, — возвышение над другими людьми через логическую дисциплину и воспитание мышления считались у буддистов ценными, как признаки святости, тогда как те же самые качества в христианском мире отвергались и объявлялись еретическими, как признаки греховности. ОТДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ:
| ||
|