Библиотека >> Человеческое, слишком человеческое.
Скачать 222.61 Кбайт Человеческое, слишком человеческое.
Они были
тиранами, т. е. тем, чем каждый грек хотел быть и
чем он был, когда мог им быть. Исключение
образует, вероятно, лишь один Солон; в своих
стихах он передает, как он отвергал личную
тиранию. Но он делал это из любви к своему делу, к
своему законодательству, а быть законодателем
есть самая утонченная форма тирании. И Парменид
давал законы, а также, вероятно, Пифагор и
Эмпедокл; Анаксимандр основал город. Платон был
воплощенным желанием стать высшим философским
законодателем и основателем государств; он,
по-видимому, ужасно страдал от
неосуществленности своего призвания, и на склоне
лет душа его была полна чернейшей желчи. Чем
более падало могущесгво греческих философов, тем
более они внутренне страдали от этой желчности и
злобности; а когда различные секты стали
защищать свои истины на улицах, души этих женихов
истины были совершенно загрязнены ревностью и
злословием; тиранический элемент свирепствовал
отныне, как яд, в их собственном теле. Это
множество маленьких тиранов готовы были съесть
живьем друг друга; в них не осталось уже ни одной
искры любви и слишком мало радости от своего
собственного познания. — Если верно вообще, что
тираны по большей части погибают насильственной
смертью и что их потомство недолговечно, то
принцип этот применим и к тиранам духа. Их
история кратка, насильственна, их влияние на
потомство внезапно обрывается. Почти о всех
великих эллинах можно сказать, что они как бы
явились слишком поздно — об Эсхиле, о Пиндаре, о
Демосфене, о Фукидиде; проходит одно поколение —
и их влияние совершенно исчезает. Это бурная и
грозная черта греческой истории. Теперь, впрочем,
поклоняются евангелию черепахи. Мыслить
исторически почти означает теперь утверждать,
будто во все времена история делалась по
принципу: «возможно меньше в возможно дольший
срок!» Ах, греческая история бежит так быстро!
Никогда уже не существовало более такой
расточительной, такой безмерной жизни. Я не могу
поверить, чтобы история греков шла тем естественным
ходом, который так восхваляют в ней. Они были
слишком многообразно одарены для того, чтобы
быть постепенными и продвигаться шаг за
шагом, как черепаха в состязании с Ахиллом; а ведь
это называется естественным развитием. У греков
история быстро идет вперед, но так же быстро и
назад; движение всей машины настолько
форсировано, что один камень, брошенный в ее
колеса, может разорвать ее. Таким камнем был,
например, Сократ; в одну ночь было разрушено
столь изумительно правильное доселе, но вместе с
тем слишком быстрое развитие философской науки.
Нельзя счесть праздным вопрос, не нашел бы
Платон, избегнув чар Сократа, еще более высокий
тип философского человека — тип, который теперь
навсегда потерян для нас. В предшествующие ему
эпохи всматриваешься, как в скульптурную
мастерскую таких типов. Шестое и пятое столетия,
однако, обещали, по-видимому, еще больше и нечто
более высокое, чем они дали; но это только и
осталось обещанием и возвещением. И все же вряд
ли какая потеря тяжелее потери типа новой, доселе
еще неведомой высшей возможности философской
жизни. Но даже известия о более старых типах
дошли до нас по большей части в
неудовлетворительном виде; мне представляется в
высшей степени трудным распознать всех
философов — от Фалеса до Демокрита; но кому
удастся воссоздать эти образы, тот имеет перед
собой образы сильнейшего и чистейшего типа. Эта
способность, впрочем, весьма редка, ее
недоставало даже позднейшим грекам, которые
изучали следы древнейшей философии; в
особенности Аристотель, кажется, совершенно
теряет голову, когда стоит перед указанными
образами. Поэтому кажется, будто эти дивные
философы жили напрасно или даже будто они должны
были только подготовить охочие до споров и речей
ряды сократических школ. Как указано, здесь есть
пробел, перерыв в развитии; случилось, вероятно,
какое-то великое несчастье, и единственная
статуя, по которой можно было бы познать смысл и
цель этой великой скульптурной подготовки,
разбилась или не удалась; что собственно,
случилось — это навсегда осталось тайной
мастерской. — То, что имело место у греков — что
каждый великий мыслитель, мня себя обладателем
абсолютной истины, становился тираном, так что и
духовная история приобрела у греков тот же
насильственный, торопливый и опасный характер,
который обнаруживает их политическая история, —
этот род событий не был еще исчерпан тем самым:
много подобного случалось вплоть до новейшего
времени, хотя постепенно все реже и теперь уже
вряд ли с чистой наивной совестью греческих
философов. Ибо в целом противоположное учение и
скептицизм говорят теперь слишком громко и
внятно.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
| ||
|