Библиотека >> Человеческое, слишком человеческое.
Скачать 222.61 Кбайт Человеческое, слишком человеческое.
Кто в состоянии отплачивать добром
за добро и злом за зло и кто действительно чинит
возмездие, т. е. бывает благодарным и мстительным,
тот называется хорошим; кто бессилен и не может
совершать возмездия, признаётся дурным. В
качестве хорошего принадлежишь к «хорошим», к
общине, которая обладает корпоративным чувством,
ибо все члены её связаны между собою инстинктом
возмездия. В качестве дурного принадлежишь к
«дурным», к толпе бессильных людей, лишённых
корпоративного чувства. Хорошие суть каста,
дурные — масса, подобная пыли. Добро и зло
означают в течение известного времени то же, что
знатность и ничтожность, господин и раб.
Напротив, врага не считают дурным: он способен к
возмездию. Троянцы и греки у Гомера одинаково
хороши. Не тот, кто причиняет нам вред, а только
тот, кто возбуждает презрение, считается дурным.
В общине хороших добро наследуется; дурной не
может вырасти из столь хорошей почвы. Если тем не
менее кто-либо из хороших делает нечто
недостойное хорошего, то прибегают к увёрткам:
вину приписывают, например, Богу, утверждая, что
он поразил хорошего слепотой и безумием. — Во-вторых,
в душе порабощенных, бессильных. Здесь всякий
иной человек считается враждебным, бессовестным,
насилующим, жестоким, хитрым, будь он знатного
или низкого происхождения. «Злой» есть здесь
эпитет каждого человека и даже каждого
допускаемого живого существа, например Бога;
человеческое, божественное равносильно
дьявольскому, злому. Признаки благости,
сострадания, готовности помочь воспринимаются
боязливо, как козни, как преддверие ужасного
исхода, как обман и хитрость — словом, как
утончённая злоба. При таком настроении личности
почти не может возникнуть общение, в лучшем
случае возникает грубейшая форма последнего; так
что всюду, где господствует это понимание добра и
зла, близка гибель отдельных людей, их племен и
рас. — Наша современная нравственность выросла
на почве господствующих родов и каст.
46 Сострадание сильнее страдания. Бывают случаи, когда сострадание сильнее, чем настоящее страдание. Мы ощущаем, например, более болезненно, когда кто-либо из наших друзей провинится в чем-нибудь позорном, чем когда это случается с нами самими. Дело в том, что, прежде всего, мы больше верим в чистоту его характера, чем он сам; далее, наша любовь к нему, вероятно именно в силу этой веры, сильнее, чем его собственная любовь к себе. Хотя его эгоизм действительно страдает при этом больше, чем наш эгоизм, но зато неэгоистическое в нас — это слово никогда не следует понимать в строгом смысле, а всегда лишь как условное облегчение термина — все же затрагивается его виной сильнее, чем неэгоистическое в нем. 47 Ипохондрия. Существуют люди, которые из сочувствия и заботы о другом человеке становятся ипохондриками; возникающий при этом род сострадания есть не что иное, как болезнь. Так существует и христианская ипохондрия, которая одолевает тех одиноких, движимых религиозным чувством людей, которые постоянно мысленно созерцают страдания и смерть Христа. 48 Экономия доброты. Доброта и любовь, как целебнейшие травы и силы в общении между людьми, суть столь драгоценные находки, что хотелось бы пожелать, чтобы при употреблении этих бальзамических средств люди были как можно более экономны; но это невозможно. Экономия доброты есть мечта самых дерзостных утопистов. 49 Благожелательность. К незначительным, но бесконечно частым и потому весьма влиятельным вещам, на которые наука должна обращать больше внимания, чем на крупные, но редкие вещи, следует причислить и благожелательность; я разумею проявления дружеского расположения в общении, улыбку глаз, рукопожатие, теплоту, которые обыкновенно вплетаются почти во все человеческие действия. Каждый учитель, каждый чиновник привносит эту добавку к тому, что является его обязанностью; это есть непрерывное осуществление человечности, как бы волны ее света, под которыми все растет; в особенности в узких кругах, в пределах семьи, жизнь зеленеет и цветет в силу этой благожелательности. Добродушие, приветливость, сердечная вежливость суть неиссякающие ручьи неэгоистического инстинкта и оказали гораздо более сильное влияние на рост культуры, чем более прославленные обнаружения того же инстинкта, которые зовутся состраданием, милосердием и самопожертвованием. Но ими по обыкновению пренебрегают, и действительно — в них содержится не особенно много неэгоистического. Тем не менее сумма этих маленьких доз огромна; их совокупная сила принадлежит к числу самых могущественных сил. — Точно так же в мире находится гораздо больше счастья, чем это видят мутные глаза: именно, если уметь правильно считать и не забывать о всех тех моментах небольшой радости, которыми богат каждый день каждой, даже самой угнетенной, человеческой жизни. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
| ||
|