Библиотека >> Человеческое, слишком человеческое.
Скачать 222.61 Кбайт Человеческое, слишком человеческое.
— Мы же, имеющие
смешанное существо, то горящие огнем, то
охлаждаемые духом, — преклоним колена перед
справедливостью, как единственной богиней,
которую мы признаём. Огонь в нас делает нас
обычно несправедливыми и, в отношении этой
богини, нечистыми; никогда мы не смеем в таком
состоянии брать ее руку, никогда в это время к нам
не обращена строгая улыбка ее сочувствия. Мы
почитаем ее, как невидимую под покрывалом Изиду
нашей жизни; со стыдом мы приносим ей, как штраф и
жертву, нашу скорбь, когда огонь сжигает и
пожирает нас. Тогда нас спасает дух и не дает
нам совсем сгореть и обуглиться; он отрывает нас
от жертвенного алтаря справедливости или
закутывает нас асбестовой тканью. Спасенные от
огня, мы идем тогда, гонимые духом, от мнения к
мнению, через перемену партий, как благородные изменники
всего, чему только можно изменить, — и все же без
чувства вины.
638 Странник. Кто хоть до некоторой степени пришел к свободе разума, тот не может чувствовать себя на земле иначе, чем странником, хотя и не путником, направляющимся к определенной конечной цели: ибо такой цели не существует. Но он хочет смотреть с раскрытыми глазами на все, что, собственно, совершается в мире; поэтому его сердце не должно слишком крепко привязываться к единичному; в нем самом должно быть нечто странствующее, что находит радость в перемене и тленности. Правда, такой человек не будет иметь недостатка в дурных ночах, когда он утомлен и находит запертыми ворота города, который мог бы дать ему отдых; быть может, к тому же, как на Востоке, за воротами города начинается здесь пустыня, так что то издали, то вблизи раздается рев хищных зверей, подымается сильный ветер и разбойники похищают его вьючных животных. Тогда ужасная ночь опускается на пустыню, как вторая пустыня, и сердце его утомляется странствиями. И когда восходит перед ним утреннее солнце, пылая, как бог гнева, когда открывается город, он видит в лицах здесь живущих, быть может, еще больше пустыни, грязи, обмана, неверности, чем перед воротами, — и день предстает ему едва ли не хуже, чем ночь. Такие мгновения могут выпадать на долю странника; но позже в награду приходят блаженные утра новых местностей и дней, когда уже на рассвете он видит, как мимо него с пляской проносятся в горном тумане рои муз; и когда он потом тихо прохаживается под деревьями, в соразмерности дополуденной души, — с вершин деревьев и из засад их убранства к нему падает одно лишь доброе и светлое — дары всех тех свободных духов, которых родина — горы, лес и одиночество и которые, подобно ему, предаваясь то радости, то размышлению, живут философами и странниками. Рожденные из таинств утра, они мечтают о том, какое чистое, сияющее, просветленно-радостное лицо может иметь день между десятым и двенадцатым часом — они ищут дополуденной философии. СРЕДИ
ДРУЗЕЙ.
| ||
|