Человеческое, слишком человеческое.
На художника скоро
будут смотреть как на прекрасный пережиток;
точно дивному чужестранцу, от силы и красоты
которого зависело счастье прежних времен, ему
будут оказывать почести, какие редко выпадают на
долю равного нам. Лучшее в нас, быть может,
унаследовано от чувств прежних эпох, которые
теперь уже вряд ли доступны нам непосредственно;
солнце уже закатилось, но небо нашей жизни еще
пламенеет и сияет его лучами, хотя мы уже не видим
его.
ОТДЕЛ ПЯТЫЙ:
ПРИЗНАКИ ВЫСШЕЙ И НИЗШЕЙ КУЛЬТУРЫ
224
Облагорожение через вырождение.
История учит, что лучше всего сохраняется то
племя, в котором большинство людей имеют живое
чувство солидарности вследствие одинаковости их
привычных и непререкаемых принципов, т. е.
вследствие их общей веры. Здесь крепнут нравы
хорошей, деятельной жизни, здесь личность
научается подчинению и воспитанием развивается
твердость, уже изначала присущая характеру.
Опасность этих крепких обществ, опирающихся на
однородные, сильные личности, состоит в том, что
они легко глупеют и что это оглупление, которое,
как тень, всегда сопровождает всякую
устойчивость, постепенно растет, передаваясь по
наследству. В таких обществах духовный
прогресс зависит от более разнузданных,
неустойчивых и морально слабых личностей: от
людей, которые ищут нового и вообще пускаются в
разные поиски. Бесчисленное множество людей
такого рода погибает благодаря своей слабости,
не оказав никакого заметного влияния; но в целом,
особенно если они имеют потомство, они ослабляют
общественные узы и время от времени наносят раны
устойчивому элементу общества. Именно в таком
больном и слабом месте обществу как бы
прививается нечто новое; но его общая сила должна
быть достаточно велика, чтобы воспринять в свою
кровь это новое и ассимилировать его.
Вырождающиеся натуры имеют величайшее значение
всюду, где должен наступить прогресс. Всякому
прогрессу в целом должно предшествовать
частичное ослабление. Более сильные натуры
сохраняют тип, более слабые — помогают его развивать.
— Нечто подобное применимо и к отдельному
человеку; в большинстве случаев вырождение,
уродство, даже порок и вообще физический или
нравственный ущерб связаны с выгодой в
каком-либо ином отношении. Болезненный человек
будет, например, среди воинствующего и
беспокойного племени иметь больше повода
оставаться с самим собой и оттого станет
спокойнее и мудрее, одноглазый лучше разовьет
зрение одним глазом, слепой будет глубже
смотреть внутрь и во всяком случае иметь более
острый слух. В этом смысле пресловутая борьба за
существование кажется мне не единственной
точкой зрения, с которой может быть объяснено
прогрессирование и усиление человека или расы.
Напротив, здесь должны соединиться двоякого рода
условия: во-первых, умножение устойчивой силы
через связь сознаний в общей вере и социальном
чувстве; затем, возможность достигать более
высоких целей, благодаря тому что встречаются
вырождающиеся натуры и вследствие этого сила
устойчивости испытывает частичные ослабления и
уязвления; именно, более слабая натура, будучи
более утонченной и нежной, делает возможным
вообще какое-либо движение вперед. Народ, который
в каком-либо отношении начинает разрушаться и
слабеть, но в целом еще силен и здоров, способен
воспринять в себя заразу нового и усвоить ее к
своей выгоде. В отношении отдельного человека
задача воспитания сводится к следующему: ему
надо придать такую прочность и устойчивость,
чтобы, как целое, он уже не мог быть отклонен от
своего пути. Но затем воспитатель должен еще
нанести ему раны или использовать те раны,
которые нанесены ему ударами судьбы, и когда
таким образом возникли боль и потребность, то и в
пораненные места может быть привито что-либо
новое и благородное. Его натура в целом воспримет
это и позднее в своих плодах обнаружит следы
облагорожения. — Что касается государства, то
Макиавелли говорит, что «форма правительства
имеет весьма небольшое значение, хотя
полуобразованные люди и думают иначе. Великой
целью государственного искусства должна быть устойчивость,
которая перевешивает все остальное, ибо она
гораздо ценнее, чем свобода». Лишь при прочно
основанной и обеспеченной длительности
правления возможно вообще постоянное развитие и
облагораживающая прививка. Правда, опасный
спутник всякой устойчивости — авторитет борется
по обыкновению против этого.
225
Свободный ум есть относительное
понятие.