Библиотека >> Сокровенная религиозная философия Индии.
Скачать 72.22 Кбайт Сокровенная религиозная философия Индии.
Три высшие начала, рассматриваемые нами как единое, истинный
субъект в человеке, единственный свидетель всех переживаемых человеком
изменений. В современных комментариях его обозначают словом Атма, но в
древнейших священных индусских книгах встречается название Махатма - великая
душа. Атма означает то, что со всем соприкасается, все в себе содержит.
2. Духовный элемент - Буддхи, - что означает Мудрость. 3. Бессмертная душа, интуиция - Манас высший. (Манас означает то, что распространяется.) 4. Интеллект - Манас низший. 5. Чувствование - Кама, - что означает Желание. 6. Жизненное начало - Прана, - что означает Жизнедеятельность. 7. Физическая материя, твердая, жидкая и газообразная - Стхула Бхута, - что означает Грубое Превращение. В сущности, не важно знать эти санскритские названия. Важно различать эти идеи внутри себя; они - факты природы. Как я уже упомянул, принципы вселенной соответствуют различным началам человеческой природы. Так: 1. Элемент грубо физический в нас соответствует окружающей нас материи, твердой, жидкой и газообразной. Наше эфирное начало соответствует эфиру вселенной. (Жизненному принципу вселенной Jiva, организующему материю, в человеке соответствует жизненное начало Prana. Прим. перев.) Оба элемента образуют физический план вселенной. 2. Элемент или субстанция наших чувствований соответствует той же субстанции во вселенной и образует план астральный. 3. Наш умственный элемент и наша душа соответствуют принципу мысли и души вселенной и оба вместе образуют ментальный план космоса. 4. и 5. Элементы духовные человеческого Эго соответствуют духовному плану Буддхи и плану Нирваны. То, что мы назвали планами вселенной, равно как и факторы, действующие в человеке, не следует представлять себе один над другим, но - взаимно проникающими.<<5>> Как жидкость может проникать твердое тело, газ - жидкость, так эфир проникает всякую материю, и область его распространяется далеко за пределы земной атмосферы. Астральное начало, в свою очередь, проникает сквозь эфир и все, что ниже его (по качеству, тонкости, а не по положению), и т.д. Все эти начала проникают одно другое, из чего следует, что человек живет одновременно во всех различных сферах или планах вселенной, которые соответствуют его различным началам. Предыдущее перечисление показывает нам, что семь элементов, из которых состоит человек, существуют реальным образом на пяти планах вселенной.<<6>> Некоторые философы дали человеку название "микрокосмоса" или вселенной в малом виде. Это название вполне соответствует истине, так как человек содержит в себе физическую материю минерального царства, жизненную силу растительного, способность чувствовать и желать животного, простой интеллект, соответствующий высшим животным, в данное время вымершим (звено, отсутствующее в настоящее время между царством животным и человеком), и душу, которая одна образует настоящего человека и всегда находится на ментальном плане. Кроме того, духовный элемент в человеке соответствует области Ангелов, природы, "Посвященных" и, наконец, Ego, Единое соответствует началу совершенного во вселенной, Богу. Таким образом человек представляет собою синтез вселенной. Вот почему изучение человека открывает путь к изучению космоса. Когда мы узнаем природу человека в его различных видах и различных фазах существования, мы узнаем также сферы вселенной, которым соответствуют все эти виды человеческой природы. Когда мы подойдем к наивысшим началам человеческой природы и откроем оба высших вида Ego, мы узнаем о существовании двух новых планов вселенной (cм. диаграмму на стр. ??. Речь идет о планах Adi и Anupadaka), на которые достаточно пока только указать, так как эти высоты недоступны современному состоянию человеческой мысли. Тогда мы узнаем, что вселенная действительно делится на семь сфер. Божественные сущности, которые стоят во главе этих семи сфер, суть те семь Ангелов, окружающие престол Божий, о которых говорит Апокалипсис.<<7>>
II. О СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛ, ОБРАЗУЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА Мы видели, что семь начал человеческой природы существуют на пяти планах вселенной. Седмичный состав человека восполняется двумя высшими факторами, соответствующими двум высшим планам космоса, но для современного человека они также недоступны, как и эти последние. Я упоминая о них только для того, чтобы засвидетельствовать, что индусская теология считается с ними (их санскритские названия Avyakkta и Purusha). Они проявляются через "Atma", которая представляет собой по существу Tроицу, недоступную для анализа. Это три-единство составляет для нас по истине "тайну". | ||
|