Библиотека >> Сокровенная религиозная философия Индии.

Скачать 72.22 Кбайт
Сокровенная религиозная философия Индии.

Развитие этого сложного вопроса немыслимо в нашем кратком очерке.

В конечном выводе, всякое существо, влияющее совокупностью деятельностей, из которых оно состоит, как на себя, так и на окружающую среду, видоизменяет постоянно и то и другое. Его собственная природа и окружающие его обстоятельства определяются им самим. Все управляется мировым законом справедливости.

И этот совершенный закон по существу тождествен с Волей Бога, Владыки вселенной.

Воистину, мы сами творим свою судьбу, и жизнь наша развертывается на ткани, сотканной нашими собственными руками. Положение, в котором мы находимся, зависит не от случайности и не от каприза Бога, произвольно созданного нами по нашему подобию. Отдадим себе отчет в этом и мы сделаемся гражданами вселенной! Познайте, что ваше будущее в руках ваших: вы свободны построить его по своему хотению. "Если я страдаю сегодня, страдание мое происходит оттого, что в прошлом я преступил закон. Я один достоин порицания: спокойно и мужественно буду встречать все кажущиеся несправедливости, от которых страдаю". Вот речь человека, понявшего свое положение. Он идет вперед с высоко поднятой головой, терпеливый к настоящему, полный надежды и доверия к будущему, которое он сам готовит себе.

Независимый дух, уверенность в себе, терпение и мужество, вот последствия верного понимания Кармы. В следующей беседе нам предстоит рассмотреть почему человек привязан к Карме и как он может постепенно завоевать свою свободу.

 

VIII. КАРМА

(Продолжение)

В последней беседе мы видели, что все внутри нас, равно и в обстоятельствах, окружающих нас, есть результат нашей кармы, нашей деятельности. Следующий закон поможет нам выяснить воздействие кармы на человеческую эволюцию:

Всякая причина (или всякая деятельность) стремится производить свое действие непосредственно.

Если я делаю движение рукой, вибрирующие волны, приведенные вокруг меня в движение, стремятся прикоснуться ко всему существующему. Только сопротивление среды (это сопротивление заключает в себе также деятельность или причину, только противоположную) препятствует немедленному осуществлению этого стремления. Следовательно, причины стремятся произвести свои действия немедленно, но это не всегда достигается; иначе - настоящая минута происходила бы неизменно из предыдущей, и это было бы так, если бы вы не зарождали ежеминутно противоречивых причин, которые логически не могут производить свои действия одновременно. Если я положу свою руку в пылающий огонь, я немедленно сожгу ее. Но если я предварительно натру ее предохранительным веществом (например, соком известных трав, растущих в Индии), моя рука не сгорит немедленно: потребуется время, чтобы огонь уничтожил сперва предохраняющее вещество. Следовательно, при нормальных условиях действие следует непосредственно за причиной; но оно задерживается, если одновременно появляется противоположная причина.

Этот закон переходит через всю нашу жизнь. Без отдыха и срока нагромождаем мы причины, которые стремятся постоянно связать нас, ибо они производят свои последствия, как только к тому представляется случай. Но наши деятельности так противоречивы, что только некоторые из них согласуются от времени до времени между собой. Так что - в течение наших существований - мы нагромождаем целые горы причин, которые не могут до времени осуществиться. Эти причины образуют то, что мы могли бы назвать технически "скрытой или накопленной Кармой" (по-санскритски sanchita kаrma, скрытая карма). Наоборот, карма, действия которой проявляются в настоящее время в нашей природе, в нашем характере, в наших обстоятельствах и т.д., будет носить название "Кармы действующей" (prarabdha karma). Эта часть нашей кармы определяет направление нашей текущей жизни и мы увидим вскоре как выполняется ею то, что можно назвать "естественный подбор".

Наконец, карма новая, которую зарождают ежеминутно наши различные деятельности, может быть названа "зарождающейся кармой" (kriyamana karma<<41>>). Смотря по тому, совместима она с нашими настоящими деятельностями или нет, ее можно отнести или к первой категории (sanchita), или ко второй (prarabdha).

Следовательно мы живем под влиянием двойной совокупности кармы: одна ожидает как бы в тени случая, чтобы проявиться, другая производит свои действия непосредственно. Из этого можно вывести, что "скрытая карма", за отсутствием случая, может переноситься из одной жизни в другую и оставаться как бы погребенной в продолжении многих воплощений, чтобы ожить и принести плоды - подобно зернам, находимым в египетских саркофагах - как только появятся на лицо все необходимые условия.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39