Библиотека >> Сокровенная религиозная философия Индии.
Скачать 72.22 Кбайт Сокровенная религиозная философия Индии.
Здесь мы доходим до последней грани подразделения: можно сказать, что каждый
человек представляет собою отдельный вид.
Человек появляется в начале в виде дикаря, не только не превышающего животное, а с виду даже ниже животного. Одна из причин такого как бы движения назад в эволюции лежит в том, что сумма умственных способностей, достаточная для руководства животным организмом, совершенно недостаточна для организма человеческого. Отсюда возвратное движение, наблюдаемое на всех переходных ступенях развивающихся существ. Так, наиболее развитые растения проявляют все признаки большой чувствительности; они приобрели уже сравнительно обширный опыт, и жизнь, их одушевляющая, должна постепенно перейти в состояние животной жизни. Все ученные признают, что трудно провести ясную границу между обоими царствами; но если бы удалось ее провести, мы увидели бы, что первичная животная форма во многих отношениях ниже высокоразвитого растения. Причина та же самая: сумма энергий, достаточная для того, чтобы гармонично управлять наиболее развитым растением, будет едва-едва в состоянии поддерживать в равновесии отправления организма животного. Чередующиеся прогресс и регресс - таков циклический закон. Он встречается во всей вселенной; он господствует одинаковым образом над человечеством и над нациями и индивидуальностями, составляющими человечество. Прежде люди были более добродетельны, теперь они менее добродетельны, но со временем они станут более добродетельны чем когда либо, потому что прибавятся вновь приобретенные качества, которых у людей ранее не было. Повинуясь тому же закону, жизнь высокоразвитых животных проявится позднее<<25>> под формой первобытного и дикого человечества. Но я должен при этом убедительно настаивать на одном основном факте: те, которые смутно познакомились с индусским учением о перевоплощении, думают, что по нашим понятиям индивидуальный человек, каковым он является в настоящее время, существовал в прошлом в виде животного. Но это не верно: человек, как существо индивидуальное, никогда не был животным. Жизнь, та, достигшая индивидуальности, жизнь, которая одушевляет его теперь составляла когда то часть общего целого, часть жизни целого вида.<<26>> Но, самим фактом своей индивидуализации, жизнь эта выступила решительно и определенно из царства животного. Следовательно, индивидуальность и есть та основа, которая представляет разницу по существу между человеком и животным. Животные одного вида поступают все одинаково в одинаковых обстоятельствах, если только они еще не на пути к индивидуализации. Наоборот, каждый человек действует по своему и десять индивидуумов могут проявиться при одних и тех же обстоятельствах десятью различными способами. Но если мы не были животными, мы наверное были дикарями. Как бы мы не гордились в настоящее время нашей цивилизацией, было время, когда мы жили не лучше папуасов и поедали без зазрения совести мясо собственной своей супруги. С тех пор наша жизнь постепенно, но неуклонно подвигалась вперед, следуя мировому закону перепроявления, который относительно нас, людей, получает значение перевоплощения. Закончу несколькими словами, относящимися до перевоплощения, которое мы будем изучать в нашей следующей беседе. Вот основной закон, который можно вывести из всего предыдущего: Повсюду форма разбивается, но душа или жизнь, одушевляющая ее, живет вечно и проявляется снова, под другой формой. Таким образом, через вся эволюцию бытия сохраняется беспрерывность приобретенного опыта. Относительно животного царства мысль эта понимается без труда. Возьмем еще раз стадо овец. Когда овца из этого стада умирает, жизнь или сила, которая ее одушевляла, не уничтожается. Она возвращается или вернее она остается в общей жизни вида со всем опытом, приобретенным благодаря каждому отдельно проявленному существованию. Эти приобретенные опыты образуют инстинкты вида. Предположите, что многие овцы бывали уносимы орлами и, таким образом, погибали. Жизнь стада или вида приобрела этот опыт и - сохранила его. И когда эта жизнь проявится, т.е. когда родится ягненок, он родится с приобретенным инстинктом вида: он будет бояться орла. Это - не более как скрытое воспоминание о прошлом, сохраненное общей душой вида. Таким образом одна форма может быть уничтожена, а жизнь вновь появится под другой формой. Форма разбивается, а жизнь развивается. Смерти, в смысле уничтожения, не существует: везде превращение, всемирное непрерывное. Но то, что с одной точки зрения есть жизнь, может быть формой с другой. Всякая вещь, поскольку она форма - уничтожается; поскольку же она сила или жизнь, она будет продолжать свое существование. Возьмем для примера человеческое тело; здесь наиболее грубая форма, это - та материя, твердая, жидкая и газообразная, которую вы видите перед собой. | ||
|