Библиотека >> Сокровенная религиозная философия Индии.

Скачать 72.22 Кбайт
Сокровенная религиозная философия Индии.

Sat Сущность, Бытие.

2. Sat-Avidya Бытие - Небытие (+, -).

3. Mahat Божественное Мышление.

4. Ahankara Самосознание.

5. Manas Объективность.

Произведя самосознание, Mahat делается объектом этого самосознания и принимает имя Manas.

Эта объективность может быть, в известном смысле, рассматриваема как соответствующая Деве-Матери в Христианском символизме. Идея о Девственнице и о непорочном зачатии в основе вполне философская, но и здесь, как везде, где потерян ключ к религиозным символам, толкование этой высокой идеи, вырождаясь постепенно, достигло под конец крайней материализации. Идея Непорочной Девы появляется в глубокой древности. В Упанишадах появление принципа Матери объясняется раздвоением Божественного Самосознания (Ahankara) на: субъект и объект. Объективная сторона обозначается как "Великая Супруга, наполняющая все пространство", подразумевая под этим космическую Cубстанцию, девственную Материю. На эту объективную материю воздействует субъективный элемент, иначе Божественное Самосознание (Ahankara), активное начало природы, и происходящее от того круговращательное движение производит все мировые вихри.

Такова, если я не ошибаюсь, первоначальная идея о непорочном зачатии: Св. Дух, Великое Дуновение производит движение в космической Материи.

С появлением упомянутых пяти принципов проявляются пять планов вселенной. Оба высшие плана (соответствующие Sat и Sat-Avidya), ранее только упомянутые, могут быть обозначены по отношению к нашей солнечной системе, как планы Отца и Матери (с другой точки зрения Отца и Сына). Третий (Mahat) может быть назван планом Совершенного Христа. Четвертый (Buddhi) соответствует Христу Младенцу, рождающемуся в сердце человека. Полное значение сказанного может быть понято только теми, кто изучал этот вопрос глубоко. "Рождение Христа" в сердце человеческом означает, действительно, рождение принципа Buddhi в человеке, который с этого времени становится "Посвященным".

Мы имеем теперь субъект и объект лицом к лицу. Следующий шаг вполне естественен: это - искание объекта<<22>> заключенного в природе, эволюция принципа желания, Kama. Это - начало эмоциональное, начало чувства, соответствующее астральному плану, т.е. шестому плану проявленной вселенной.

Наконец, как последствие желания, является обладание. Когда субъект овладевает объектом и отождествляется с ним, происходит определенное творение, рождается вид (Является седьмой план вселенной, объективный физический мир). Последний продолжает свою эволюцию, дифференцируясь все больше и больше благодаря Закону повторяющихся проявлений.

Мы будем рассматривать теперь этот закон. В его самом обширном смысле он может быть назван законом перепроявления (remanifistation): прилагаемый к человеку, он становится законом Перевоплощения.

Этот закон должен быть ясно понят каждым, кто хочет изучать мировую философию.

На какой бы точке зрения мы не остановились, везде во всей природе мы найдем постоянное стремление к дифференциации, к разнородности. Всякая вещь, происшедшая из первичного Единого, дифференцируется до тех пор, пока не достигнет крайней границы разности в индивидуальном человеке.

Этот процесс виден даже на физическом плане. Ученые, придерживающиеся теории туманных звезд, утверждают, что все, что мы знаем на физическом плане, существовало ранее под видом обширной однородной массы, тумана, носящегося в космическом пространстве. Туманность эта, по мере своего сгущения, дифференцировалась, чтобы дать начало почти бесконечному разнообразию нашего материального мира. Все, что наши чувства воспринимают здесь на земле, произошло из единой субстанции первобытной туманности, сгущение которой произвело солнечную систему.

Но с нашей философской точки зрения дифференцируется не форма, а идея, которая производит и животворит форму. Этой мыслью не легко овладеть, особенно западному уму; но здесь нам может помочь ваш философ Шопенгауэр. Припомните, что он рассматривает виды и всевозможные проявления жизни во вселенной как выражение одушевляющих их идей. Даже такая физическая сила, как сила тяготения, представляет для него выражение идеи. Его теория "степеней воли" достаточно разительна в этом смысле. Он производит все существующее из Первоисточника, которому дает имя "первичной Воли"; затем, эта Воля подразделяется по степеням, каждая из этих степеней являя собой в действительности - идею. И, если я не ошибаюсь, он говорит, что каждая из этих идей есть субстрат особого рода проявления и что делится и подразделяется идея, а не что либо иное. Она есть субстрат, так сказать, общая душа<<23>> вида, душа, которую каждый отдельный представитель вида являет собой в более или менее полном проявлении. Возьмем в пример стадо овец. Это стадо действительно одушевлено одною общей душой.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39