Библиотека >> Сокровенная религиозная философия Индии.
Скачать 72.22 Кбайт Сокровенная религиозная философия Индии.
Человек долго носится по
океану жизни без всякой руководящей мысли... И возможно ли ожидать, чтобы
усовершенствование его шло быстро? В каждом из своих земных существаний он
успевает собрать так немного ясных идей. На протяжении дней и ночей закон
перемежающейся деятельности и покоя управляет его жизнью. Затем, следуя тому же
мировому закону чередования, настает момент, когда активный период его
индивидуального проявления приходит к концу, настает час покоя: человек
умирает.<<28>>
Вам известно, что смерть настает тогда, когда из человеческого организма отделяется его эфирный двойник. Последний сбрасывается в свою очередь, и человек остается в астральном мире (Kama-loka) до тех пор, пока не будет вполне изжита его чувственная природа. Затем наступит время сравнительного покоя, когда его астральное тело распадется в свою очередь; следовательно, он сбросит, одну за другой, три низшие свои оболочки. Если во время земной жизни у него была хотя одна благородная мысль, что трудно допустимо в этот период эволюции, смутное воспоминание о ней сохранится в его "низшем Манасе". Это и будет его небом. Наконец и низший Манас, еще зачаточный у дикаря, быстро распадется, и тогда человек попадет на свою истинную родину, которая есть область "высшего Манаса" (Arupa).<<29>> Там его истинное место, как человеческого существа. Но, достигнув этого состояния, первобытный человек остается вполне бессознательным, потому что сознание на том или другом плане космической жизни зависит от деятельности человека, проявленной во время воплощения, а у дикаря деятельность разума, т.е. отвлеченная мысль совсем еще не развита. В этих высших сферах небесной жизни он представляет собою не более, как зачаток, еще не пробужденный к жизни.<<30>> Это бессознательное состояние длится некоторое время, затем наступает момент, и активный период его индивидуального цикла возобновляется. Это выражается внутренними движениями, вибрациями внутри "проводника закона причинности" или души, которая, действуя на субстанцию низшего плана мысли, собирают вокруг человеческой души элементы нового проводника мысли. Это новое тело или новый проводник образуется соответственно умственной деятельности последнего воплощения, деятельности, которую душа сохраняет в виде способностей после того, как субстанция, составлявшая проводник мысли предыдущего воплощения, уже разрушилась. Таким образом новое тело мысли (Манас низший) не может сразу стать умом гения: также как порода дерева всецело зависит от семени, которое было посеяно. Пробудившиеся к жизни умственные силы переходят постепенно на астральный план, иными словами, деятельность человеческой души переходит из области мысли в область желаний, и новое астральное тело образуется точно также сообразно способностям, которые явились как результат предыдущей астральной жизни. Затем - эфирная форма, как бы модель, соответствующая данным индивидуальности, формируется распределяющими силами вселенной; это эфирное тело действует в недрах материи, организует грубую материю человеческого тела, после чего Ego постепенно овладевает им при посредстве оболочек ментальной и астральной.<<31>> Но первобытное существо, которое мы рассматриваем, развилось еще весьма слабо, различие между его первым и вторым воплощением едва заметно. Так подвигается человек, медленно и постепенно усовершенствуя свои четыре низшие оболочки. И только когда он становится наконец способным к отвлеченному мышлению, тогда высший Манас, бывший до тех пор в состоянии зародыша, начинает в свою очередь развиваться активно на своем собственном плане. Пробегая мысленно весь указанный путь, мы увидим что перевоплощается и усовершенствуется собственно одно: душа, иначе "проводник закона причинности" т.е. истинный человек, заключающий в себе Atma и Вuddhi. Четыре низшие начала возобновляются в каждом новом воплощении. И именно эти четыре низшие начала представляют собою личность человека, каким мы его знаем и каким он обыкновенно знает себя сам. Этот человек не перевоплощается. Том Джонс со своими свойствами англичанина не окажется таковым в следующем воплощении. Его "Ego" может воплотиться не только в другой среде и в другой стране, но даже и пол его может оказаться иным. Только четыре низшие начала имеют пол. Бессмертная суть человека, проявляясь на низших планах Вселенной, проходя через длинный ряд изменившихся личностей, то мужских, то женских, развивает в себе - благодаря разнообразию приобретенных опытов - два ясно различимые вида добродетелей. Все добродетели более мужественные, более энергичные, как: храбрость, смелость, развиваются во время мужских воплощений. Добродетели более мягкие, нежные и в тоже время более глубокие и более сильные - плод женских воплощений. Совершенный человек приобретает постепенно все хорошие свойства мужчины и женщины: он отличается мужественной силой и женственной нежностью. | ||
|