Библиотека >> Джняна-йога
Скачать 156.5 Кбайт Джняна-йога
Но мы можем вредить друг другу и, благодаря этому, вредить самим себе. Йоги утверждают, что грех вытекает главным образом из неведения и непонимания нами нашей истинной природы, и что поэтому надо изучить природу человека до тех пор, пока мы не поймем безумия и заблуждений на нашем прежнем пути, и не станем, таким образом, способными исправиться от своих прежних ошибок и избегать их в будущем. В силу закона Кармы, последствия наших грехов, так сказать, прилипают к нам, пока мы, не почувствовав к ним отвращения, не начнем тяготиться ими и искать их причины в наших сердцах. Когда нам удастся открыть дурную причину таких последствий, мы сначала научаемся ненавидеть ее, а затем вырываем ее из себя, как нечистую вещь, и с этого времени навсегда избавляемся от нее.
Йоги смотрят на грешную душу так же, как родитель смотрит на свое дитя, упорствующее в своем желании играть с запрещенными вещами. Отец предупреждает ребенка не играть с печкой, но дитя продолжает быть непослушным и поэтому рано или поздно обожжется. Ожог не есть наказание за непослушание (хотя ребенку он и может казаться наказанием), но лишь следствие естественного и неизменного закона. Дитя убеждается в том, что между печкой и ожогом существует какая то связь, и начинает видеть некоторый смысл и причину родительских наставлений. Родительская любовь стремилась устранить от ребенка страдания, причиняемые ожогом, но детская натура настояла на опыте, и получила должный урок. Коль скоро такой урок понят, нет даже больше необходимости запрещать ребенку трогать печь: он уже знаком с грозящей ему опасностью и сам будет на будущее время стараться избегать ее. То же самое происходит и с человеческой душой, переходящей от одной жизни к другой. Она получает новые уроки, накопляет новые опыты, учится распознавать те страдания, которые неизбежно вытекают из дурных поступков, и то счастье, которое неизменно вытекает из добрых дел. По мере своего роста душа узнает, насколько вредны некоторые поступки и, подобно обжегшемуся ребенку, старается избегать их в будущем. Если мы обратим наше внимание, хотя бы на один момент, на относительную степень воздействия соблазна на нас самих и на других, то для нас станет ясен процесс действия Кармы в нашей прежней жизни. Почему та или иная вещь не является для вас искушением, тогда как она представляет величайший соблазн для другого? Почему некоторые вещи, как вам кажется, совсем не привлекают другого, в то время, как на вас они действуют с такой притягательной силой, что вам приходится употреблять всю вашу волю, чтобы не поддаться искушению? Это зависит от Кармы вашей прежней жизни. То, что вас теперь не соблазняет уже более, было когда-то изжито вами в одном из прошлых ваших существований, и в этом случае вы использовали или свой собственный опыт, или опыт других, или, наконец, наставление одного из тех, которых привлекло к вам развивающееся в вас сознание истины. И в настоящее время мы пользуемся лишь уроками, вынесенными нами из нашей прошлой жизни. Если они усвоены нами хорошо, то способствуют нашему благосостоянию; если же мы отворачивались от предлагаемой нам мудрости, или отказывались выучить урок в совершенстве, мы вынуждены снова сесть на те же старые школьные скамьи и слышать повторение того же самого урока до тех пор, пока он не проникнет в глубь нашего сознания. Мы удивляемся, как могут другие люди совершать дурные поступки, кажущиеся нам отвратительными, и склонны гордиться превосходством нашей добродетели. Но тем, которые понимают в чем дело, ясно, что их несчастные братья не уделили достаточного внимания урокам прошлого, и вот им приходится повторять их теперь, когда они стали гораздо труднее. Они знают, что добродетельные люди пожинают лишь плоды того, что они собственными руками посеяли в прошлом, но что их урок еще не окончен, и что если только они не будут двигаться вперед и крепко держаться того, что приобрели, то и их точно так же опередят многие из тех, на чьи недостатки они взирают теперь с удивлением и презрением. Нам трудно вполне ясно представить себе как факт, что то, чем мы являемся в настоящее время, есть лишь результат опытов в нашей прошлой жизни. Нам трудно оценить те опыты жизни, через которые мы проходим теперь, потому что мы не вполне ясно понимаем цену тех горьких испытаний, которые мы когда-то пережили в прошлом. Оглянемся, например, на опыты нашей настоящей жизни. Сколько в ней найдется печальных эпизодов, которых мы желали бы не переживать, и как сильно хотелось бы нам быть в состоянии вырвать их из нашего сознания. Но мы не понимаем того, что эти же самые опыты прошлого принесли нам знание и мудрость – выгоды, с которыми ни в каком случае мы не хотели бы расстаться. А между тем, если бы мы вырвали из себя причину этих выгод, то вырвали бы также и самые выгоды и очутились бы опять позади, на том же самом месте, на котором мы находились раньше. Нам не хотелось бы, конечно, расстаться с благами, обретенными нами путем опыта, т.е. со знанием и мудростью, – плодами, которые сорваны с древа нашего страдания. Однако, нельзя отделять таким путем следствие от его причины: мы должны смотреть на горькие опыты прошлого, как на источник наших теперешних знаний, мудрости и других выгод. | ||
|