Библиотека >> Джняна-йога
Скачать 156.5 Кбайт Джняна-йога
Но приобретенный им опыт делается достоянием всего начала. Здесь происходит то же самое, как если бы известное количество воды разбилось на миллионы крошечных капелек, и каждая капелька впитала бы в себя известное количество растворимого постороннего вещества. Тогда, при соединении капель в общую массу, впитанное каждое постороннее вещество, становилось бы достоянием целого. Если дальше это количество воды опять разбилось бы на маленькие капли, каждая из них имела бы в своем составе все посторонние вещества, впитанные в себя каплями в предыдущий раз, и этим отличались бы от своих предшественниц. Этот процесс, длящийся в течение многих поколений капель, в конце концов вызвал бы большие перемены в составе последующих поколений.
Такова вкратце история изменений и улучшений форм жизни. От атомов к элементам, от низших элементов к элементам, образующим протоплазму, от протоплазмы к низшим формам животной жизни, от последних к высшим животным формам, все это повторяет картину капли росы и массы воды, до тех пор, пока не раскроется человеческая душа. Растения и низшие формы животной жизни не представляют собой постоянных индивидуальных душ, но каждое семейство имеет групповую душу, соответствующую той массе воды, которая разбивалась на капли. Из этих семейных групповых душ постепенно отделяются меньшие группы, составляющие виды, и затем подвиды. В конце концов, когда формы доходят до уровня человека, групповая душа распадается на постоянные индивидуальные души; тогда начинается настоящий метампсихоз, т.е. каждая индивидуальная душа становится постоянным индивидуальным существом, которому предназначено развиваться и самосовершенствоваться по линиям духовной эволюции. С этого момента и начинается наша история духовной эволюции. История человека, как индивидуума, начинается среди довольно неприглядных условий и обстановки. Первобытный человек в отношении разума только лишь немногим выше уровня высших животных; но тем не менее, он обладает отличительным признаком индивидуальности, "самосознанием", которое проводит линию, разделяющую животного и человека. Даже низшие из низших рас имеют проблески этого самосознания, которое сделало людей этих рас индивидуумами и заставляло частицу расовой души отделяться от общего начала и удерживать при себе свое сознание "себя", не отдавая его групповой душе по линиям инстинктов. Знаете ли вы, что такое это самосознание и чем оно отличается от физического сознания животных? Мы остановимся на этом вопросе. Животные, конечно, сознают свои тела, нужды, ощущения, эмоции, желания и проч. и их действия отвечают одушевляющим их импульсам, идущим от этого сознания. Но этим дело не ограничивается. Они "знают", но они "не знают, что они знают", т.е. они еще не достигли состояния, в котором могли бы знание очень малого ребенка, который чувствует и знает свои ощущения и нужды, но неспособен подумать о себе, как о Я, и обратить свой умственный взор внутрь. В другой нашей книге мы привели в пример лошадь, которую поставили стоять под холодным дождем с изморозью. Она, несомненно, чувствует и знает неприятные ощущения, возникающие из ее положения и будет стремиться избавиться от этих неприятных условий. Но она не способна анализировать свои умственные состояния и спросить себя, скоро ли ее хозяин выйдет к ней – или подумать о том, как жестоко с его стороны не пускать ее в удобное теплое стойло. Точно также лошадь не способна подумать – выведут ли ее на холодный дождь завтра, или позавидовать другим лошадям, которые находятся дома, и вообще спросить себя, зачем лошадь держать на дворе в холодные ночи и т.п. Одним словом, лошадь не в состоянии думать так, как думал бы человек при таких же обстоятельствах. Она сознает неудобство, как сознал бы это человек, и если бы она могла, она убежала бы домой, как и он. Но она не может пожалеть себя, подумать о себе, как подумал бы человек. Она не может спросить себя, стоит ли жить и пр., как сделали бы мы на ее месте. Она знает, но не может рассуждать о своем "знании". В приведенном примере суть заключается в том, что лошадь не "знает себя", как существо, в то время, как самый первобытный человек сознает себя как "себя", как "Я". Если бы лошадь могла думать словами, она думала бы так: холодно, больно и т.п., но она не была бы способна подумать: мне холодно, мне больно. В ее ощущениях недоставало бы ощущения "себя". Правда, в первобытном человеке сознание "себя" было очень слабо, лишь одной ступенью выше физического сознания высших обезьян; тем не менее, оно развивалось в нечто такое, что уже никогда не может быть утеряно. Первобытный человек был похож на малое дитя; он мог сказать "Я" и думать о "себе". Он стал индивидуальной душой. Такая индивидуальная душа жила в теле и давала ему жизнь, но она недалеко ушла от души обезьяны. Однако это новое начало формулировать грубое тело и таким образом восхождение началось. Каждое поколение физически совершенствовалось в сравнении с предыдущим; когда развивающаяся душа потребовала более совершенных и развитых оболочек, оболочки эти создавались на встречу потребности, ибо умственный запрос всегда являлся причиной физической формы. | ||
|