Библиотека >> Джняна-йога
Скачать 156.5 Кбайт Джняна-йога
Этот основной закон проявляется во всей Природе, от вселенных до атомов. Рассмотрим его в его применении к мирам.
Обратим здесь внимание на то, что во многих изложениях индусских учений говорится, будто и сам Абсолют подлежит этому закону ритма и имеет, подобно своим проявлениям, свои периоды покоя и работы. Это неправильно. Высшие учения этого не говорят, хотя на первый взгляд и кажется, что они содержат такое утверждение. На самом деле учение говорит, что Творческий Принцип, хотя и проявляет этот ритм, но сам он, как он ни велик, является все же только проявлением Абсолюта, а не самим Абсолютом. Высшие учения индусов очень тверды и не колеблются относительно этого пункта. Есть еще другая сторона вопроса, относительно которой существует много разногласий. Когда в мире наступает период Творческой Бездеятельности, то это вовсе не значит, что деятельности нет нигде. Наоборот, у Абсолюта никогда не бывает прекращения деятельности. Пока в одном мире или одной системе миров – ночь, в других системах идет интенсивная деятельность полдня. Когда мы говорим "вселенная", мы подразумеваем мир солнечных систем, – миллионов таких систем, – составляющих ту вселенную, о которой мы знаем. Высшие учения говорят нам, что эта вселенная есть только одна из систем вселенных, число которым миллионы, – и что эта система – составляет часть Высшей, и так далее и так далее – до бесконечности. Как сказал один индусский мудрец: "Мы хорошо знаем, что Абсолют постоянно создает миры в Своем Бесконечном Уме, – и постоянно их разрушает; – и что, хотя между созданием и разрушением проходят миллионы миллионов лет, Самому Абсолюту это кажется лишь мгновением ока". Таким образом выражение "день и ночь Брамы" говорит только о чередовании периодов деятельности и бездеятельности в одной определенной вселенной среди бесконечного количества других вселенных. Упоминание об этих периодах деятельности и бездеятельности вы найдете в "Бхагавадгите", великой эпической поэме индусов. Кришна говорит: "Миры и вселенные, – и даже весь мир Брамы, один день которого равняется тысяче "Юг" (четыре миллиарда земных лет), и каждая ночь которого занимает столько же времени, – и этот мир должен возникнуть и исчезнуть..." "Дни Брамы сменяются ночами Брамы. В дни Брамы все вещи возникают из невидимости и становятся видимыми. А с приходом ночи Брамы, все видимые вещи снова исчезают в невидимость. Вселенная, которая раз существовала, растворяется, и потом сотворяется вновь". И дальше Кришна говорит: "В конце Кальпы, – Дня Брамы, – периода Творческой Деятельности, – Я отзываю в свою природу все вещи и все существа. А в начале следующей Кальпы Я выпускаю из себя все вещи и все существа и снова осуществляю мой творческий акт". Здесь мы можем сказать, кстати, что современная наука придерживается теории периодов ритмической смены подъема и падения; эволюции и распада. Она говорит, что с какого-нибудь известного момента прошлых периодов времени началось поступательное или эволюционное движение, продолжающееся и теперь; и что, согласно закону Природы, должно наступить время, когда будет достигнута высшая точка, и начнется обратное движение по нисходящему пути, которое придет к своему концу; за ним последует длинный период бездеятельности; а затем опять начнется новый период Творческой Деятельности и Эволюции – новый "День Брамы". Эту идею о законе ритма, в мировом проявлении, поддерживали мыслители всех времен и народов. Герберт Спенсер определенно проводил ее в своих "Основных Началах"; он говорит: "Эволюция должна закончиться полным равновесием или покоем". И затем: "Из общего прогрессирующего движения к равновесию отнюдь нельзя вывести заключения, что будет достигнуто состояние всеобщего покоя или смерти; но если процесс рассуждения заканчивается таким выводом, то дальнейший процесс рассуждения указывает на возобновление деятельности и жизни". И затем: "Ритм – в общем итоге перемен – чередует эры эволюции и распада". Древние западные философы также проводили свою идею. Гераклит учил, что мир проявляется в циклах, а стоики утверждали, что "мир движется по бесконечному циклу, проходя те же самые стадии". Последователи Пифагора шли даже далее и утверждали, что "следующие один за другим миры, похожи один на другой до мельчайших деталей". Эта последняя идея – идея – "Вечного Возвращения" – хотя ее сторонниками является много мыслителей, не входит в учения йогов, которые, наоборот, говорят о бесконечном прогрессе, – об эволюции самой эволюции. Учения йогов в этом отношении более сходятся с линией мысли Лотце, выраженной в его "Микрокосмосе". Так он говорит: "ряды космических периодов... каждое звено которых связано с каждым следующим звеном... последовательный порядок этих отделов составит единство, как бы идущую в одном направлении мелодию". И таким образом через творения Гераклита, стоиков, пифагорейцев, Эмпедокла, Вергилия и до настоящего времени, до Ницше и его последователей, мы видим проходящую одну и ту же идею Мирового ритма, – основное понятие философии древних йогов. | ||
|