Библиотека >> Джняна-йога
Джняна-йога
Рамачарака
ДЖНЯНА-ЙОГА Iогъ Рамачарака. Жнани-Iога. С.-Петербург 1914 Чтение I ЕДИНЫЙ Чтение II ВЕЗДЕСУЩАЯ ЖИЗНЬ Чтение III ТВОРЧЕСКАЯ ВОЛЯ Чтение IV ЕДИНСТВО ЖИЗНИ Чтение V ЕДИНЫЙ И МНОГИЕ Чтение VI В РАЗУМЕ ЕДИНОГО Чтение VII КОСМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ Чтение VIII ПУТЬ К ЧЕЛОВЕКУ Чтение IX МЕТАМПСИХОЗ ИЛИ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ Чтение X ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ Чтение XI ЗАКОН КАРМЫ Чтение XII ОТРЫВОЧНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Чтение I ЕДИНЫЙ Философия йогов может быть разделена на несколько больших отделов или областей. Та часть ее, которая называется "Хатха йога", говорит о физическом теле человека, о контроле над телом, о его благосостоянии, здоровье, сохранении, о законах его существования и т.п. Часть, называемая "Раджа йога", говорит о психическом мире, об уме, о контроле над ним, его развитии, расширении и т.п. "Бхакти йога" рассматривает религиозную эмоцию, любовь к Абсолюту – к Богу. Часть же, носящая название "Джняна йога", трактует о научном и интеллектуальном изучении великих вопросов жизни и того, что скрывается за жизнью – о тайнах мира. Каждая ветвь учения йогов является путем, ведущим к одной и той же цели – к расцвету, развитию и росту человека. Тот, кто хочет сначала развить и укрепить свое физическое тело, научиться управлять им для того, чтобы сделать его надлежащим орудием для выражения своего высшего "Я", должен пройти путь "Хатха йоги". Кто хочет развить в себе силу воли и умственные способности, развернуть свои внутренние свойства и скрытые силы, пусть следует по пути "Раджа йоги". Кто желает, путем "знания", путем изучения, уяснить себе основные начала и изумительные, правящие жизнью, истины, пусть вступит на путь "Джняна йоги"; и, наконец, кто хочет через любовь соприкоснуться с Единой Жизнью, – пусть идет по пути "Бхакти йоги". Но не нужно думать, будто человеку, изучающему йогу, следует ограничиться каким-нибудь одним из этих путей к могуществу. Да, в действительности так поступают лишь очень немногие. Большинство стремится приобрести полное знание и знакомится с основоположениями всех отраслей йоги, извлекая полезное для себя отовсюду, но, конечно, останавливаясь преимущественно на том, что больше другого говорит уму и чувству. Такое влечение человека к той или другой стороне йоги является указанием на его нужды и потребности и служит для него как бы рукой, указывающей ему путь. Чтобы очистить, укрепить, оздоровить свое тело и сделать из него более подходящее орудие для выражения своего высшего Я, всякому полезно будет ознакомиться с учением "Хатха йоги". – Следует также знать что-нибудь из "Раджа йоги", – это поможет понять, как нужно тренировать, контролировать в себе ум и пользоваться волей. Одинаково полезно изучить и мудрость "Джняна йоги", чтобы понимать изумительные истины, лежащие в основе жизни и постигнуть науку Бытия. И несомненно каждый должен изучить "Бхакти йогу", чтобы понять великое учение любви, правящее всякой жизнью. "Хатха йоге" и "Раджа йоге" посвящены отдельные книги. Кое-что говорили мы уже и о "Джняна йоге" в книгах "Основы миросозерцания индийских йогов" и "Пути достижения йогов". Там же мы касались и "Бхакти йоги", потому что мы не представляем себе, как можно преподавать или изучать какой-нибудь отдел учения йогов, не преисполняясь чувством любви и единения с Источником всякой жизни. Знать Подателя жизни – значит любить Его; и чем больше мы будем познавать Его, тем больше любви мы будем проявлять. В этом курсе чтений мы будем говорить о "Джняна йоге", – йоге мудрости; мы постараемся выяснить самые главные и высшие из ее положений. И мы надеемся, что нам удастся пробудить в читателях еще более высокое сознание их сродства с Единым и вызвать в них соответствующую любовь к тому, чем люди живут, и движутся и существуют. Начнем с рассмотрения того, что уже давно считается "вопросом всех вопросов" – с вопроса о том: "что есть реальность". Чтобы понять этот вопрос, нам стоит только бросить взгляд на окружающий нас видимый мир. Мы видим необъятные массы того, что наука называет "материей". Мы видим, в бесчисленных формах и видах, действие чего-то удивительного, что называется "силой" или "энергией". Мы видим вещи, составляющие "формы жизни", в полном разнообразии их проявлений, начиная с маленького комочка протоплазмы, – клеточки, до той формы, которая носит название человека. Но, изучая этот мир явлений при помощи науки и ученых изысканий, – какую бы громадную ценность не заключало в себе такое изучение, – мы все-таки приходим к такому пункту, далее которого идти мы не можем. Материя расплывается в загадку, – сила претворяется во что-то иное, – тайна живых организмов лукаво прячется от нас. Но, теряя этот мир "внешности и проявления", мы видим себя стоящими перед чем-то иным, что, как мы находим, должно лежать в основе всех этих изменчивых форм, видов и явлений. Это нечто мы и называем истинной реальностью, ибо оно – реально, неизменно и постоянно. | ||
|