Библиотека >> Джняна-йога
Скачать 156.5 Кбайт Джняна-йога
Скоро наука с величайшим уважением будет относиться к аксиоме метафизики, говорящей, что "все есть разум".
В нашей книге "Основы миросозерцания индийских йогов" вы найдете общее учение йогов об эманации из Единого, как разуме, энергии и материи. Вы увидите, что, по учению йогов, разум, энергия и материя составляют тройственную эманацию из Абсолюта. Вы увидите также, что, по нашему учению, Разум является первичной эманацией – Мировым Разумом, Мировая Энергия, это вторичная эманация (исходящая из разума); мировая материя – это третичная эманация (исходящая из энергии). В той же книге вы увидите, что, по нашему учению, выше названные материя, разум и энергия являются сущностью Абсолюта, называемого Духом, – природа этого Духа не может быть постигнута человеческим умом, для которого высшим понятием является самое высокое из человеческих проявлений – разум. Но, так как мы не можем представить себе Духа иначе, мы вправе думать о нем, как о чем-то похожем на Бесконечный Разум, – как о чем-то, настолько превышающем конечный разум, насколько последний превышает простую энергию. Теперь мы уже видели, насколько неразумно было бы думать о Божественной Субстанции, как о материи или энергии. Мы поднялись до понимания ее, как Духа, похожего на разум, только бесконечно выше последнего, о котором однако все же можно думать, применяя термин Бесконечного Разума, потому что в наших мыслях нет более высокого термина. Таким образом мы можем предполагать, что эта Божественная Природа или Субстанция есть Дух, которого, за неимением лучшей формы представления, мы будем мыслить, как Бесконечный Разум. Мы уже видели все неразумие предположения, по которому Сущность Божественной Субстанции является Телом Божества. Видели мы также и неразумие мысли о Ней, как о Жизненной Энергии Бога. И мы пришли к заключению, что мы не можем уйти от мысли об этой Субстанции, как о Духе или Бесконечном Разуме Бога. Дальше этого пункта определенно мыслить мы не можем. Но разве вы не видите, что все эти заключения разума привели нас к выводу, обязывающему нас думать, что эта Божественная Субстанция, которой Абсолют – Бог пользуется для проявления жизни, Вселенной, – и всех форм, видов и проявлений жизни в явлениях этой вселенной, – эта Божественная Субстанция, которая находится во всех вещах, и в которой пребывают все вещи, как пребывает в океане пузырек пены, уже нисколько не похожий на Духа – должна быть мыслима только как Бесконечный Разум? Если же это так, то действительно все должно быть Разумом и Разум должен быть всем, – подразумевая, конечно, Бесконечный Разум, а не конечное проявление того, что мы называем Разумом. Затем, если это рассуждение правильно, мы должны думать, что всякая жизнь, вся вселенная, все, исключая самого Абсолюта, – должно заключаться в бесконечном Разуме Абсолюта! Итак, упражняя наш разум, прислушиваясь к нему, и разбирая, что он говорит, мы оказались стоящими лицом к лицу, – глаз к глазу, – сердце к сердцу – с учением Единого Озаренного, пришедшим к нам в форме Высшего Учения философии йогов! Действительно высшая идея истины в учении йогов говорит, что Все проявления и эманации Абсолюта, – суть мысленные создания Абсолюта – мыслеформы, пребывающие в Бесконечном Разуме, – заключающие в себе Бесконечного Духа, – и сами пребывающие в Бесконечном Духе. Единственно реальная вещь, стоящая выше человека, есть Дух, облеченный в мыслеформу; остальное – только внешность, которая изменяется и перестает существовать. Дух в душе человека есть Душа Душ, никогда не рождавшаяся, никогда не меняющаяся, никогда не умирающая; она – истинное Я человека, в котором он действительно "единосущен Отцу". Это – пункт, в котором рассуждающий ум человека совпадает с высшим учением йоги. Перейдем же теперь к самому учению, – прислушаемся к провозвестию истины. Приступая к рассмотрению высшей философии йогов и ее учения, мы снова скажем нашим ученикам то, что уже говорили в "Основах миросозерцания индийских йогов", – а именно, что мы не стремимся учить о том, "почему" происходят проявления Абсолюта, и довольствуемся передачей провозвестия мудрых йогов, разрешающих вопрос о том, "как" эти явления происходят. Как мы уже говорили в наших прежних чтениях, мы примыкаем к той школе Высшего Учения, которая считает, что решение вопроса, "почему" происходят проявления Бесконечного, должно по необходимости быть известным одному Бесконечному. Конечный же ум может надеяться ответить на этот вопрос. Мы считаем, что ни в Мировом Разуме, ни в каком-либо из его отдельных проявлений, нельзя найти ответа на этот вопрос! "Решающий Ответ" таится в сущности Абсолюта – Духа! Мудрецы, стоящие высоко на духовных ступенях своего созерцания, владеют многими истинами, касающимися и этой стороны вопроса, кажущейся почти что самой Бесконечной Мудростью, в сравнении с нашими жалкими знаниями. Но даже и эти великие души говорят, что решающего ответа на вопрос, "почему" происходят Проявления Бесконечного, они дать не могут. Поэтому нам простительно отказаться от всяких попыток ответить на этот вопрос, – и мы без чувства стыда или неисполненного долга говорим: "Мы этого не знаем". | ||
|