Библиотека >> Джняна-йога
Скачать 156.5 Кбайт Джняна-йога
Более подробно этот вопрос был рассмотрен в заключительных главах книги "Пути достижения". К этим главам мы и просим читателей обратиться за подробностями, так как мы не хотим целиком повторять все здесь. Вы найдете удивительное соответствие между этими, насчитывающими за собой века, учениями йогов и новейшими взглядами современной науки.
Но вернемся еще раз к главной теме. Учения йогов говорят нам, что Абсолют "мыслью" вызвал к существованию Читту – т.е. создал ментальный образ или мыслеформу Читты, мирового начала ума. Эта Читта конечна, и подчинена законам конечного ума, наложенного на нее Волею Абсолюта. Все, что конечно, – управляется законами, наложенными великим Законом, который мы называем Абсолютом. Затем началась великая Инволюция, необходимая, прежде чем стала возможной эволюция Поэтому, раньше процесса эволюции от грубых форм материи к высшим, и затем – дальше к ментальным формам, от высших к еще более высшим и переходящим на духовную плоскость, т.е. раньше эволюции, совершающейся на наших глазах, – должен был совершиться процесс инволюции. Дух Абсолюта окутал себя своими ментальными образами; погрузился в мысли совершенно так же, как может погрузиться в мысль человек. Разве вам не приходилось иногда "потонуть" в мыслях или "забыться", увлекшись какой-нибудь идеей? Когда вы подумаете об этом, вам легко будет понять, что значит процесс "инволюции". Вы погружаетесь в ваше размышление, – Абсолют погружается в свои ментальные творения, – но первое конечно, а второе – бесконечно, и результаты соответственно оказываются слабыми или бесконечно сильными. Повинуясь наложенным на него законам, ментальное начало облеклось тогда началом энергии или Праны, и возникла к существованию мировая энергия. Затем, следуя тому же закону, Прана облеклась в Акашу, т.е. мировое начало материи. Разумеется, каждое "облечение" создавало "оболочку", состоящую из низшего начала. Каждое начало поэтому зависит от родственного ему высшего, которое является рождающим его началом по выражению йогов. В этом процессе инволюции, прежде чем стал возможен процесс эволюции, была достигнута крайняя степень материальности. Эта крайняя степень материальности нам теперь, на нашей планете, неизвестна, потому что мы вышли из ее пределов. Но учения йогов говорят нам, что существовала материя более грубая, чем все известные нам в настоящее время виды материи, которые так же отличаются от нее, как тонкие газы отличаются от твердого тела, как его понимает современная наука. Человеческий ум не может схватить этих крайних степеней материальности, так же, как и высших степеней эволюции материи. Здесь мы должны обратить внимание читателей на некоторые широко распространенные оккультные учения, с которыми не согласны и против которых возражают учителя йоги. Мы говорим об учении, утверждающем, что в процессе инволюции заключается вырождение или деволюция от высших форм к низшим, до тех пор, пока достигаются грубые состояния материи. Такое учение – ужасно, если его рассмотреть в подробностях. Выходит, что Абсолют нарочно создал высшие формы жизни, – архангелов и еще высших существ, т.е. богов, и затем заставил их падать до тех пор, пока они не достигнут самых низких состояний. Это означает процесс, обратный эволюции, - падение вниз, будто бы в согласии с Божественной Волей, в противоположность эволюции, которая есть восхождение вверх, согласно Божественной воле. Это противоречило бы лучшим инстинктам человека и высшие учения йогов говорят нам, что это только иллюзия или заблуждение, созданное людьми в их стараниях разрешить тайны духа путем чисто интеллектуальных рассуждений. Истинное учение заключается в том, что процесс инволюции совершался началом, облекавшимся в более низкое начало, созданное им внутри самого себя – и так далее – до тех пор, пока не была достигнута самая низшая плоскость. Заметьте разницу: это совершали "начала, как начала", а не индивидуальные живые формы или отдельные существа. В этом процессе не было никакой деволюции, так же как не могло быть ее в действиях Абсолюта, окутывавшего себя в ментальный образ мирового начала ума. Здесь не было ни деволюции, ни падения вниз, только инволюция или облечение одного начала в другое начало. Индивидуальная жизнь еще не появлялась и не могла появиться, пока не начался процесс эволюции. Если бы Абсолют создал сначала высшие существа и заставил бы их затем опускаться в низшие и низшие формы, тогда весь процесс был бы жестокой, бесцельной вещью, достойной одного из злых Божеств, созданных воображением невежественных людей. Но это невозможно. Все усилие божественной воли было ясно направлено к "поднятию" индивидуальных "Я" до все высших и высших форм. Ради создания подобных "Я", вероятно, и был вызван процесс "инволюции" начал, и последовавший за ним удивительный эволюционный процесс. "Причина" всего этого, как мы уже говорили много раз, для нас непостижима. Мы не можем заглянуть в Бесконечный Ум Абсолюта, но мы можем образовать некоторые заключения, наблюдая и изучая законы вселенной, которые как будто стремятся к известным целям. | ||
|