Библиотека >> Джняна-йога

Скачать 156.5 Кбайт
Джняна-йога



Независимо от грубых и часто отталкивающих представлений и обрядов народных масс, следующих экзотерической или популярной стороне учения (а во всех религиях существуют эти две стороны – явная и тайная), всегда имеется скрытая доктрина о Едином, видимая для тех, кто захочет отыскать ее. И это верно не только относительно индусов; среди магометан всех стран существует тайное общество мистиков, известных под именем суфиев, охраняющих истину. Скрытые учения философских систем всех веков и народов также всегда охраняли истину. Высшая мысль западных философов нашла себе прибежище в этой идее о Сверх-Душе или о Мировом Я. Но только у йогов мы встречаем попытку объяснить действительную природу проявления Единого во Многих, – объяснить то, каким образом многие формы заключены в Едином Я.

Прежде чем приступить к рассмотрению того, как Единый становится Многими, по толкованию высших учений йоги, нам необходимо поговорить об одном вопросе, который вызывал немало ложных толкований не только у учеников различных философских школ, но и у многих учителей. Мы имеем в виду соотношение Единого – Абсолюта в его сущности – к тому, что называется Единой Жизнью, Мировой жизнью и т.д.

Многие писатели говорили о мировой жизни и о Едином, как о понятиях идентичных, – но это жестокое заблуждение, не встречающее поддержки в высшем учении йогов. Правда, что все живые формы пребывают в Единой Жизни и полны ею, правда, что вся жизнь – едина. Мы учили этой истине и это, действительно, истина – без всяких оговорок. Но есть еще более высокая истина – Истина Высшая, и она гласит, что даже эта Мировая Жизнь не есть Единый, а только проявление и эманация Единого. Это – большая разница; постарайтесь понять ее и усвоить, прежде чем идти дальше.

Единый Абсолют, – согласно высшим учениям, есть Чистый Дух, а не Жизнь, Разум или Бытие, в том смысле, как мы понимаем их на нашем конечном и смертном языке. Но тем не менее всякая жизнь, разум или бытие, как мы их понимаем, возникает, вытекает и эманирует из Единого; даже более того, – о них можно говорить, как об отражениях Жизни, Разума и Бытия Единого, если только мы позволим применять к бесконечной Реальности названия, вытекающие из наблюдения конечных ее проявлений.

Подходя к Высшей идее Единого во всем и всего в Едином, – рассмотрим, что говорит разум о природе субстанции, – Божественной Субстанции, – из которой образованы все живые формы, и из которой состоит также и то, что мы знаем, как конечный разум. Как могут эти несовершенные и конечные формы состоять из Божественной и Совершенной Субстанции? Этот вопрос непременно должен возникнуть в уме человека, способного глубоко думать об этом предмете, – и на этот вопрос следует искать ответ.

На него можно ответить, – и ответ этот дает высшая философия йоги. Рассмотрим дальше, что говорит разум – и тогда мы будем готовы принять учение.

Из чего может состоять Субстанция Бесконечного? Может ли это быть материя? Да, если вы удовлетворяетесь рассуждениями материалистов, и не можете видеть дальше. Эти последние учат, что материя есть Бог и Бог есть материя. Но если вы принадлежите к тем людям, которые отвергают учение материалистов, то такой ответ не удовлетворит вас. Даже если вы склонны принять мысль о не имеющей разума Бесконечности, если вам знакомы результаты новейших научных исследований и вы знаете, что наука смотрит на материю, как на что-то вроде электрической энергии, вы будете знать, что истина должна лежать не в материи, а за ее пределами.

Так может быть, это – чистая энергия? – спросите вы. Чистая Энергия? А что это такое? Можете ли вы мыслить энергию отдельно от вещественного ее проявления? Слышали ли вы что-либо подобное? Разве вы не знаете, что даже теория электронов, привлекающая внимание современных ученых и считающая, что все вещи состоят из мельчайших частиц электрической энергии, называемых электронами и образующих атомы, – разве вы не знаете, что даже и эта теория признает необходимость "чего-то вроде материи, только бесконечно тоньше ее"; чего-то такого, что сторонники ее называют эфиром, выделяющим в себе электрическую энергию, как единицу, как бы для того, чтобы дать ей тело? И разве вы можете уйти от того сознания, что наиболее передовые умы видят перед собой факт, что во всякой энергии, управляя ее действиями, проявляется "нечто вроде разума".

А разве все это не заставляет мыслителей думать, что, если энергия создает из себя то, что называется материей, и затем пользуется этой материей, как проводником выражения и действия, – то точно так же "нечто вроде разума" создает из себя то, что называется энергией, и пользуется ею, с присоединением материи, для своего выражения? Разве каждое серьезное исследование не показывает нам, что во всякой материи или энергии есть признаки действующего в них "чего-то вроде разума?". А если это так, то не в праве ли мы рассматривать материю и энергию, как простые результаты – и смотреть на это "нечто вроде разума", как на самую основную из субстанций? Думаем, что да, – и сама наука начинает теперь приходить к такому взгляду.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85