Библиотека >> Джняна-йога
Скачать 156.5 Кбайт Джняна-йога
Наоборот, у них всегда появляется новое чувство возрастающего могущества, силы и знания; – вместо потери индивидуальности возникает такое чувство, будто человек только теперь нашел ее. Человек скорее чувствует, что имеет за собой или носит в себе целый мир, а не утратил свою самостоятельность в великом океане жизни.
Подойдя к этому пункту нашей темы, мы хотели бы спросить вас, задумывались ли вы и углублялись ли когда-нибудь в вопрос о том, что, собственно, значит так часто употребляемое слово "индивидуальность"? Рассматривали ли вы когда-нибудь происхождение и действительное значение этого слова, приписываемое ему выдающимися авторитетами? Мы уверены, что многие из вас не имеют ясного понятия о настоящем значении этого термина, как странно ни кажется такое утверждение с первого взгляда. Остановитесь и определите это слово для вас самих, в том значении, какое вы привыкли давать ему в ваших мыслях. Девяносто пять человек из ста скажут вам, что оно означает нечто вроде "сильной личности". Посмотрим, верно ли это. Вебстер следующим образом определяет слово "индивидуальный". – "Неделимый или не подлежащий разделению; существующий, как одно отдельное существо или предмет; единственный; один". Слово индивидуальный происходит от латинского слова individuus, значащего – "неделимый; не разделяемый". Разве не помогает вам такое объяснение получить более ясное представление об индивидуальности, которая сознает себя, как центр сознания Единой Жизни, а не считает себя за какое-то отдельное, слабое, незначительное существо, отделенное от всяких других центров и форм жизни, или от источника жизни? Мы думаем, что такое объяснение поможет вам освободить ум от некоторого тумана, который еще не рассеялся сам собою. А пока мы заняты вопросом определений, посмотрим немного и на слово "личность", которое обыкновенно считают синонимом слова "индивидуальность", в том значении, в каком это последнее слово часто употребляется. Вебстер говорит нам, что слово "личность" происходит от латинского persona, означающего "маску, употребляемую актерами"; а это слово, в свою очередь, произошло из двух других – per, "через", и sonare, "звучать", – то есть "звучать через". Вебстер говорит нам, что архаическое значение слова было: "характер или роль с драме; присвоенный характер". Если вы согласны думать о личности, как о "маске, употребляемой актерами", или как "о роли в драме", как о чем-то, что служит для "звучания через", или "говорения через" со стороны реального Индивидуума, скрытого за маской личности, то, может быть, вы проникнете взором немного глубже в Тайну Личности и Индивидуальности. Не поддавайтесь обману маски личности, которую вы, может быть, носите в эту минуту, или тем маскам, которые носят окружающие вас люди. Поймите, что за вашими масками находится великая Индивидуальность, – нераздельная, мировая жизнь, в которой вы являетесь центрами сознания и деятельности. Это не уничтожает вашей самостоятельности, а, напротив, дает вам большую и лучшую самодеятельность. Вместо того, чтобы погрузиться в Нирвану потухшего сознания, ваше сознание, по мере вашего развития, расширяется, так что вы в конце-концов будете чувствовать себя как всю веселенную. Вы придете не к Ничему, а ко Всему. Каждый шаг на пути роста и развития дает вам постоянно возрастающее чувство вашей родственности и соотношения со всем существующим. По мере своего развития, вы вырастаете во Все. Не поддавайтесь обману тех рассуждений, которые говорят вам, что восточная мысль обращает вас в Ничто или заставляет вас терять индивидуальность, – хотя некоторые изложения восточной мысли и могут, на первый взгляд, казаться такими. Помните всегда, что личность – маска индивидуальности, это – Реальный Единый. Вы часто, должно быть, слышали утверждения людей, будто они знакомы с учениями теософов и с другими толкованиями мудрости восточных религий (включая и наше собственное), причем эти люди уверяли вас, что восточный ум конечной целью своего достижения ставит "Ничто", или погашение себя в Нирване. Но это совершенно неверно. И в добавление к сказанному мы приведем слова автора "Тайной Доктрины", Е.П.Блаватской. В первом томе своего образцового сочинения по теософии она говорит: "Может ли Нирвана быть уничтожением, как думают некоторые? Видеть в Нирване уничтожение, значит то же, что говорить, что уничтожен человек, погруженный в глубокий сон без сновидений. Человек в это время не переживает никаких впечатлений, идущих от физической памяти и из мозга, так как высшее Я спящего находится в первоначальном состоянии абсолютного сознания. Но это сравнение отвечает только на одну сторону вопроса – самую материальную; так как погружение в абсолют отнюдь не является таким сном без сновидений, а, наоборот, – оно есть абсолютное существование, безусловное единство, или такое состояние, которое описать человеческий язык совершенно не может... Ни индивидуальность, – ни даже самая сущность личности, если только еще какая-нибудь личность остается у человека, – не утрачивается при этом". | ||
|