Библиотека >> Язык и религия лекции по филологии и истории религий
Скачать 319.61 Кбайт Язык и религия лекции по филологии и истории религий
Например, первоначально в Библии не было разделения на главы, не было и тематических заголовков в начале глав, кратко суммирующих их основное содержание. Деление на главы возникает в XII – XIII вв., впрочем, вначале не единое в разных богословских школах и не обязательное. Только в XVI в. принимается то деление на главы и стихи, которое сейчас принято во всех изданиях Библии (БПБ, 55).
* * * Ниже в таблице приведены данные относительно основных этапов сложения религиозного канона в ряде конфессий. Для религий Писания запись текстов религиозных сочинений и сложение канона достаточно четко разделены во времени. В ряде других традиций эти этапы в кодификации учения практически не различимы. В случае расхождений в датировке событий в исторической литературе во внимание принимается та дата, которую указывают авторы, принадлежащие к соответствующей конфессии. В ряде случаев даты указаны по изданию: The Encyclopedia of Religion. Vol. I-XVI / Ed. by Mircea Eliade. N.Y.; L. 1987. Вероисповедание Имя основателя Главные тексты Начало проповеди, учения Время записи учения (создания книг) Время или/и этапы кодификации учения Ведическая религия "Веды", "Брахманы", "Упанишады" Конец 2-го – начало 1-го тысячелетия до н.э. "Веды" – кон. 2-го тыс. – нач. 1-го тыс. до н.э.; "Брахманы" – VIII-VI вв. до н.э.; "Упанишады" – VI в. до н.э. – XV вв. н.э. Иудаизм Пророк Моисей. "Танах" ("Ветхий Завет") "Тора" – ок. 1250 г. до н.э. "Тора" – ок. 1220 г.; "Пророки" – 1200-586 гг.; "Писания" – V в. до н.э. – I в. н.э. ок. 397 г. до н.э. – канонизирована "Тора"; в 100 г. н.э. Ямнийский собор раввинов принял Палестинский канон "Танаха" Зороастризм Заратуштра. "Авеста" Между X и VI в. до н.э. I в. н.э. I в. н.э. – 1-я кодификация; II в. – 2-я кодификация Конфуцианство Конфуций (551-479 гг. до н.э.); Мэн цзы (372-289 гг. до н.э.) "Ицзин [Книга перемен]", "Беседы и суждения" Конфуция 481 г. – окончат, редакция канона Конфуцием; 140-87 гг. до н.э. – кодификация "Тринадцатикнижия"; XII в. – завершение кодификации канона Буддизм Гаутама из рода Шакьев (623-544 до н.э.) VI в. до н.э. 483, 383, 285 гг. до н.э. на первых соборах буддистов; в I в. до н.э. на о. Цейлон (Шри-Ланка) сложился палийский канон "Трипитака [Три корзины (закона)]" (на языке пали) Даосизм Лао цзы (VI-V до н.э.) "Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ]" V в. до н.э. В кон. X – нач. XI и XV-XVI вв. проведена кодификация 4565 сочинений даосизма в "Дао-Цзан" [Сокровищница даосских писаний]; в шанхайск. издании канона (1923-26 гг.) 1500 томов Христианство Иисус Христос из Назарета (1-30 гг.). "Библия" (Ветхий и Новый Заветы) 27-30 гг. 50 – сер. 60 гг. I в. ("Послания апост. Павла") – 1-я треть II в. ("Послание Иуды") 393 г. – Гиппонский поместный собор; 1546 г. – Тридентский Вселенский собор Ислам Мухаммад (ок. 570-632) "Коран" 610-632 гг. 650 г. 656 г. при халифе Османе; кодификация чтения – в X в. > -------------------------------------------------------------------------------- КНИЖНОЕ МОРЕ ЗА ГРАНИЦАМИ КАНОНА: ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59. Экспансия смыслов и текстов Писания в коммуникативное пространство социума Судьбоносное время сложения религии – это своего рода коммуникативно-религиозное потрясение общества, по своей культурной и социальной значимости сравнимое с последствиями тектонических сдвигов для геологического ландшафта. Конечно, сложение и то или иное распространение новой религии (хотя бы в границах одного этноса) – это всегда исторический п р о ц е с с, длящийся годы, иногда десятилетия или даже столетия (например, распространение христианства только в пределах Римской империи). В процессе становления религиозных учений есть не только хронология, но и своеобразная коммуникативная логика. Это логика развертывания учения: его экспансия в новые города и селения, в различные социальные слои и поло-возрастные группы людей; это содержательное (идейно-тематическое) развитие учения "вширь и вглубь" и вместе с тем его внутреннее "самоструктурирование". В первоначально нерасчлененном, аморфно-гибком, почти как бы однородном смысловом пространстве учения его приверженцы начинают различать определенную и е р а р х и ю смыслов. Складываются представления о разной значимости, разных функциях отдельных слагаемых учения (и соответствующих текстов). Какие-то компоненты или элементы учения начинают осознаваться в качестве ядерных или стержневых, опорных и не допускающих ни малейших изменений, в то время как другие слагаемые рассматриваются как периферийные, менее значимые, допускающие варьирование и т.п. Распространение религии среди новых групп населения и содержательное развитие учения взаимосвязаны. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
| ||
|