Библиотека >> Язык и религия лекции по филологии и истории религий

Авторы: Мечковская Н Б
Скачать 319.61 Кбайт
Язык и религия лекции по филологии и истории религий

H.Б.Мечковская

ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ


М.: Агентство "ФАИР", 1998


Аннотация
Предисловие

I.
ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ
КАК ПЕРВЫЕ МОДЕЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ: НАРОДЫ, ЯЗЫКИ И РЕЛИГИИ НА КАРТЕ МИРА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ


Язык, религия и смежные "измерения" человечества
Первобытная эпоха
В каждом селении – свой язык
Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, (моно)теизм
Первобытный фидеизм и язык: некоторые аналогии в структуре содержания
Время ранних государств и средние века
Надэтнические религии
Пророческие и апостольские языки
Новое время
Секуляризация и расцвет этнических литературных языков
Является ли язык обязательным признаком этноса?
Этносы и религиозная принадлежность
Конфессиональный признак в самоидентификации государств
ДВЕ КАРТИНЫ МИРА: ЯЗЫКОВАЯ СЕМАНТИКА И МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ


Психологическая структура языкового и религиозного сознания
Методологический экскурс о пользе семиотики
Языковое значение: между представлением и понятием
Многообразие форм религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика)
Что "знают" о мире языки?
Содержание мифолого-религиозной картины мира
Терминологический экскурс: о границах терминов мифологическое и религиозное сознание
Язык и религия в структуре общественного сознания
ЯЗЫК, РЕЛИГИЯ И НАРОДНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ


Воздействует ли язык на культуру? Идеи В. Гумбольдта и А.А. Потебни
Надэтнический характер вероисповеданий
Религия как фактор культурно-психологического своеобразия народов
II.
ФИДЕИСТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЛОВУ
БЕЗУСЛОВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗНАКА КАК ПРЕДПОСЫЛКА И ПЕРВОЭЛЕМЕНТ СЛОВЕСНОЙ МАГИИ


Магическая ("заклинательная") функция языка и неконвенциональное (безусловное) отношение к знаку
Магия, святость и красота слова (о близости фидеистического и эстетического)
СЛОВО В РИТУАЛЕ


Ритуал как единство фидеистического действия и слова
Что древнее: ритуал, миф или язык?
Почему язык долговечнее ритуала?
МИФОЛОГИЯ РЕЧИ


Река – древнейший образ речи
Мифология имени
От слова – станется? (Фольклорные представления о магии имени)
Лексико-фразеологические свидетельства словесной магии
Табу и эвфемизмы
МИФЫ О БУКВЕ И МАГИЯ ПИСЬМА


Создатели письма: боги, герои, святые
Сакрализация письма в религиях Писания
Мистика и магия букв
Некоторые следствия поклонения письму: орфографические распри
Еще одно следствие культа письма: алфавит как элемент геральдики
КОММУНИКАЦИЯ В МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКЕ


Особенности фидеистического общения
Жанры "вещего" слова
III.
ФИДЕИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
И ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
МИФЫ И ФОЛЬКЛОР


Различие между мифологией и фольклором
"Предмифы": архетипические доязыковые структуры сознания
Динамика мифологического и художественного (эстетического) начал в фольклоре
От мифологического эпоса к народным сказаниям о героях
От священного знания к бабушкиным сказкам
ЗАГОВОР: ШАГ В ПОТУСТОРОННИЙ МИР


Как начинают колдовать? (Психологические механизмы фасцинации)
Кто колдует и к кому обращен заговор?
Лучшее время для колдовства
Словесные ключи и отмычки, припарки и снадобья
Народная этимология как инструмент магии
Считалки и другие фольклорные потомки заговоров
ЭВОЛЮЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗАГАДКИ


Древнейшие загадки как мифологический катехизис
О дидактической ценности вопросно-ответного изложения
Азбука образного мышления
"Диалогические" картины мира в апокрифах и духовных стихах
Состязания умов: загадки вместо палиц
Загадки-насмешки
IV.
РЕЛИГИОЗНЫЕ КНИГИ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ "ПЕРВОТОЛЧОК": ОТКРОВЕНИЕ КАК "ГЛАВНОЕ ЗНАНИЕ" О МИРЕ И СМЫСЛОВОЙ ЦЕНТР СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ


Харизма религиозного гения
Призвание Моисея и "Тора"
У истоков зороастризма. "Авеста"
Проповедь Будды: дхарма, дорога к нирване
Структура Откровения в Священном Писании христиан
Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба
Откровение, вероисповедная ось Писания
КОДИФИКАЦИЯ ПИСАНИЯ И СЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО КАНОНА


Два аспекта кодификации Священного Писания: правильность текста и правильность корпуса текстов
Канонический текст произведения. "Собиратель Корана" Осман (856 г.). Ориген (185-254), его "Гекзапла" и зарождение текстологии
Какие вероисповедные книги, кем и почему признаются священными? Коммуникативный смысл принципа ipse dixit в истории культуры
Существует ли религиозный канон в конфуцианстве, буддизме и даосизме?
Основные этапы сложения религиозного канона в ряде исповеданий. Сводная хронологическая таблица
КНИЖНОЕ МОРЕ ЗА ГРАНИЦАМИ КАНОНА:

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161