Библиотека >> Бессмертие человеческой личности как научная проблема

Скачать 32.03 Кбайт
Бессмертие человеческой личности как научная проблема

Отсюда ясно, что духовная сторона человеческой
личности, если понимать под этим все вообще происходящие в ней субъективные
процессы и тесно связанные с ними внешние проявления, в конце концов
оказывается производной внешних энергий и является результатом задержки и,
следовательно, наивысшего напряжения энергии в центрах.

Очевидно, таким образом, что и между нервно-психической и так
называемыми физическими энергиями не только нет никакого противоположения,
как полагали раньше, а наоборот имеется взаимоотношение, основанное на
переходе одной в другие и обратно.(9)

Поэтому необходимо признать, что все явления мира, включая и внутренние
процессы живых существ или проявления "духа", могут и должны быть
рассматриваемы как производные одной мировой энергии, в которой потенциально
должны содержаться как все известные нам физические энергии, так равно и
материальные формы их связанного состояния и, наконец, проявления
человеческого духа.

В окончательном выводе энергия должна быть признана единой сущностью во
Вселенной, причем все вообще превращения материи или вещества и все вообще
формы движения, не исключая и движения нервного тока, представляют собой не
что иное, как проявление мировой энергии, непознаваемой в своей сущности, но
являющейся первоосновой известных нам физических энергий, являющихся также
лишь определенной формой проявления мировой энергии, т. е. проявления ее при
определенных условиях окружающей среды.

Новейшие научные воззрения, правда, говорят об электронах, как
наименьших элементах, служащих носителями энергии, но ничуть не исключена
возможность, что электрические атомы, или электроны, предполагающие
существование в них положительного или отрицательного зарядов, не являются
еще пределом разложения видимого и невидимого физического мира. Да и вообще
в этих воззрениях об электронах, постоянно двигающихся друг около друга,
сказывается невозможность человеческого ума отрешиться от идеи разделения
познаваемого мира на мельчайшие частицы и признать полное разложение материи
в энергию без всякого в ней остатка самой материи. К тому же в физических
гипотезах нашего времени, как справедливо указал профессор Хвольсон в своей
брошюре "Знание и вера", господствует вера, а не научные доказательства.(10)

В конце концов необходимо признать, что сущность мировой энергии по
ограниченности нашего мышления, черпающего свой материал лишь из видимого
материального мира, остается недоступной нашему познанию.

Но одно несомненно, что мировая энергия в конце концов служит началом и
материального, и духовного мира, следовательно, в потенциальном состоянии
она должна содержать в себе и материальное, и духовное. "Называя все это -
материю, энергию, дерево - физическими продуктами, касаемся ли мы их
последней реальности? Уверены ли мы даже совершенно в том, что то, что мы
называем физическим миром, есть в конце концов физический мир? Преобладающим
научным взглядом в настоящее время является, что это не так. Самое выражение
"материальный мир" есть, говорят нам, неверное выражение; мир есть мир
духовный, только употребляющий "материю" для своего обнаружения" (11)

Как бы то ни было, в последних частицах беспредельного дробления
материи, пример которого мы видим в радиоактивности тел, мы уже не находим
никаких свойств материи, а лишь качества, присущие энергии, равно как и в
конечном анализе психические процессы лишаются свойств психического в
истинном смысле слова и должны быть сводимы на бессознательные процессы,
связанные с затрачиваемой энергией.

Таким образом, мы не только не видим основания противополагать друг
другу физическую энергию, материю и дух, они не только не представляются нам
особыми сущностями, что признавалось за истину еще недавно, но мы должны в
этом отношении держаться взгляда о единой основе всего сущего в виде мировой
энергии, служащей началом и всего материального, и всего духовного во
Вселенной. Это учение, как объединяющее все мировые явления, мы обозначаем
именем эволюционного монизма, ибо в данном случае к монизму мы приходим
путем выяснения и анализа эволюционного процесса, приводящего все вообще
внешние проявления видимого мира к единой "мировой" энергии как началу
всего сущего.(12)

Эта мировая энергия обусловливает движение всего во Вселенной, ибо во
всем познаваемом пространстве нет ничего без движения, и мы не знаем вообще
ни одного явления в природе, ни одного процесса, который не сопровождался бы
движением.

С движением связаны и энергия притяжения и отталкивания, лежащая в
основе законо

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18