Библиотека >> Бессмертие человеческой личности как научная проблема

Скачать 32.03 Кбайт
Бессмертие человеческой личности как научная проблема

Это показывает, что материя имеет
свойства медленно рассеиваться. Радиоактивность и рассеивание (диссоциация,
распад) материи, ее дематериализация - это синонимы. Электричество и
солнечное тепло - не что иное, как разъединенная материя. Можно доказать,
что элементы, извергаемые полюсами, одинаковы с элементами, отделяющимися от
радия".(3)

Но за всем тем остается мир духовный, или так называемая психическая,
точнее - нервно-психическая деятельность, которая непосредственно познается
нами как мир явлений, открываемых путем самонаблюдения и самоанализа. Этот
мир тем самым противополагается миру объективному, ибо последний не подлежит
самонаблюдению, но в то же время познается нами лишь не иначе, как при
посредстве наших внутренних переживаний, т. е. путем того же субъективного
мира, открываемого при посредстве самонаблюдения и самоанализа.

Но это противоположение остается лишь до тех пор, пока мы о
нервно-психической деятельности судим по своим переживаниям, т.е. признаем
ее деятельностью исключительно субъективной, не имея в то же время
возможности проникнуть во внутреннюю природу явлений внешнего мира. Но та
научная дисциплина, которую я стремлюсь установить под наименованием
"Объективной психологии" или - точнее - "Рефлексологии"(4), рассматривает
нервно-психическую resp. соотносительную деятельность со строго
объективной точки зрения, как совокупность высших или сочетательных
рефлексов, имеюших свои внешние причины или внешние воздействия,
предоставляя в то же время субъективной психологии иэучать проявление
субъективного характера этих рефлексов путем самонаблюдения.

Со строго объективной точки зрения разнообразные действия Человека
могут и должны быть сопоставлены по аналогии с движениями псевдоподий таких
простейших животных, как амеба, и то, что мы понимаем под высшими или
сочетательными рефлексами, в конце концов представляет собой производное
сократительности живого вещества в случае ответа его на сопутствующие
раздражения. Отсюда ясно, что связываемый с высшими рефлексами психизм в
живой природе вообще, где бы он ни проявлялся и в каких бы формах ни
обнаруживался, должен быть сведен также на особый вид энергии, разнообразные
проявления которой мы имеем в телах окружающей нас живой природы. (5)

При этом мы знаем, что в основе соотносительной деятельности высших
организмов лежит нервный ток, являющийся сам по себе производным
сократительности протоплазмы, ибо нет ни одного соотносительного
(нервно-психического) процесса, который бы не происходил в мозгу, основой же
деятельности мозга, как мы знаем, является нервный ток, переходящий путем
сокращения мышц и смещения членов в механическую энергию. (6)

Как известно, импульсами для возбуждения нервного тока служат внешние
заряды, которые действуют на воспринимающие органы внешней и внутренней
поверхности тела, играющие, как я указал еще в 1896 г., роль особых
трансформаторов внешних энергий (7) обеспечением же правильного проведения
тока по нервным волокнам является непрерывный приток крови к мозгу.

Другие факты не оставляют сомнения в том, что при условиях нормального
мозгового кровообращения усиление субъективных resp. сознательных процессов
сопутствуют замедлением и даже задержкой движения, т. е. ослаблением
механической работы, и наоборот - ускорение и усиление производимой
механической работы сопровождается ослаблением ее сознательности. Отсюда
вытекает противоположение между субъективными проявлениями сознания и
объективными двигательными процессами, а это говорит за то, что при активной
психической деятельности происходит задержка энергии в центрах, точнее
говоря, в клетках нервной ткани.(8)

Всем известно, что активная умственная работа идет медленнее
автоматической. Достаточно сделать усиленное напряжение мысли при ходьбе,
стремясь внимательно производить каждый шаг, и тотчас же ходьба замедляется
и даже наступает ее приостановка, и наоборот - при ослаблении внимания или в
состоянии так называемой рассеянности процесс ходьбы становится более
планомерным и свободным.

В основанном мною совместно с В. Т. Зиминым Педологическом институте в
Петрограде непосредственными опытами над новорожденными было доказано, что
всякое внешнее впечатление, привлекающее внимание ребенка, действует
успокаивающим образом на его движения и в особенности на его дыхание,
которое всегда при этом выравнивается.

Таким образом, необходимо признать, что сознательное или, выражаясь
философским языком, духовное связано с задержкой нервного тока, сам же
нервный ток, как мы видели, является трансформированной физической энергией
того или иного рода.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18