Библиотека >> Бессмертие человеческой личности как научная проблема

Скачать 32.03 Кбайт
Бессмертие человеческой личности как научная проблема

По его мнению, главное наше желание - это сохранение
сознания нашей личности. "Мне совершенно безразлично, говорит себе наше "я",
ограниченное и упорное в своем непонимании, чтобы самые возвышенные, самые
свободные и самые прекрасные черты моего духа жили вечной жизнью и светились
в вечном блаженстве. Они уже не мои, и я их поэтому не признаю. Смерть
перерезала сплетение нервов или воспоминаний, связанных с каким-то страхом,
в котором находится точка, дающая ощущение моего целого "я". Раз они
оторваны от меня и блуждают в пространстве и времени, то судьба лучших черт
мне так же чужда, как и судьба самых отдаленных звезд".

Однако так ли это? Неужели человек столь эгоистичен вообще, что для
него безразлично, что будет последователем его самого, хотя бы это
последствие было не он сам, а нечто от него обособленное, подобно, например,
потомству, которое он произвел на свет. Но разве дети, эта плоть от плоти
нашей и наследники духовной культуры предшествующих поколений, для нас
безразличные существа, и разве их судьба для нас является совершенно чуждой
и безразличной?

Путем строгого размышления о роли личности как одного из звеньев
бесконечного ряда жизней, преемственно наследующих одна другую в своем
внутреннем содержании и во внешней форме, человек должен найти примирение с
тем сроком, который уделила ему судьба для исполнения возложенной на него
созидательной работы. Ощущаемый страх смерти только и доказывает, что
человек рассматривает самого себя как нечто самодовлеющее и обособленное от
всего мира, которое будто бы утрачивает свое бытие вместе со смертью, что,
как мы видели, неправильно по существу.

По словам Мечникова: "Высокое умственное развитие обусловило сознание
неизбежности смерти, а животная природа сократила жизнь вследствие
хронического отравления ядами, вырабатываемыми бактериями кишечной флоры.
Эта основная дисгармония человеческой природы может быть устранена правилами
рациональной гигиены, чем дается возможность человеку прожить полный и
счастливый цикл жизни, заканчивающийся спокойной естественной смертью. Это и
есть так называемый ортобиоз, на который можно смотреть как на цель
рационального человеческого существования".

Не отрицая ортобиоза как жизни по правилам гигиены, обещающей после
120-150 лет привести к естественной физиологической старости, можно ли,
однако, на ортобиоз смотреть как на цель рационального человеческого
существования?

Ведь это значило бы сказать, что трудолюбивая, умеренная и долгая жизнь
по правилам гигиены есть цель, к которой должны стремиться как к конечному
идеалу. Но разве мы не знаем тысячи примеров, когда люди, прожившие короткий
век, оставили после себя духовное наследство, которое несравненно по
ценности с тем, что оставляют люди, живущие долгий век?

А если это так, то ортобиоз, или жизнь по правилам гигиены, составляет
не цель, а лишь одно из средств для осуществления лучших моральных идеалов,
ибо она дает возможность беспрерывного умственного и морального
самоусовершенствования, для которого телесное благосостояние является лишь
одним из благоприятных условий, ничуть не более. Но помимо всего сказанного
человек, доживающий до естественного конца по правилам ортобиоза, разве тем
самым неизбежно освобождается от страха смерти, разве его сознание
неизвестности за порогом жизни просветляется от "долготы дней"? Ведь все в
этом отношении остается прежним, разве только дряхлость будет настолько
тяготить, что возникает сама собой потребность "вечного покоя", или же
сознание будет угашено под влиянием старости как у человека, уже умственно
ослабевшего. Если это имел в виду Мечников, говоря о своем ортобиозе, то я
бы спросил, будет ли в общем даже для общечеловеческой культуры полезно не
только в материальном, но и в моральном отношении, обременение всего
человечества людьми дряхлыми, слабосильными, вообще немощными и с
притупленной умственной деятельностью - этим печальным свойством глубокой
старости, которую ведь ортобиоз не устраняет, устраняя лишь преждевременную
дряхлость.

По нашим взглядам, человек, умирающий в предназначенный ему судьбой
срок, безразлично, преждевременной ли будет его смерть или он воспользовался
полным сроком своей жизни, расставаясь с ней и переходя в вечный сон без
сновидений, состав- ляющий, по словам Метерлинка, истинное благо в течение
всей жизни человека, должен не страшиться самой смерти, как вечного сна, а
лишь жалеть о том, что он не все совершил, что мог сделать для общего блага,
и утешаться мыслью о сделанном. Но именно и нужно, чтоб было чем утешаться
перед расставанием с жизньдр.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18