Логико-философский трактат.
332. Ни одно предложение не может высказывать
что-либо о самом себе, потому что пропозициональный знак не может содержаться
в самом себе (это есть вся "теория типов").
3.333. Функция не может быть своим собственным аргументом, потому что функциональный
знак уже содержит первообраз своего аргумента, а он не может содержать самого
себя. Предположим, например, что функция F(fx) могла бы быть своим собственным
аргументом; тогда должно иметься предложение: F(F(fx)), и в нем внешняя
функция F и внутренняя функция F должны иметь различные значения,
потому что внутренняя функция имеет форму Ф (fх), а внешняя - пси (Ф
(fх)). Общим у обеих функций является только буква F, которая
сама по себе ничего не обозначает. Это сразу же станет ясно, если мы вместо
F(F(u)) напишем: ($Ф) : Р(Ф и) • Фи=Fи".
Этим самым устраняется парадокс Рассела.
3.334. Правила логического синтаксиса должны быть понятны сами собой, если
только известно, как обозначает каждый знак.
3.34. Предложение обладает существенными и случайными чертами.
Случайны те черты, которые возникают благодаря особому способу конструирования
пропозиционального знака, а существенны те, которые одни только делают предложение
способным выражать свой смысл.
3.341. Следовательно, существенно в предложении то, что является общим для
всех предложений, могущих выражать одинаковый смысл.
И точно так же вообще существенным в символе является то, что имеют между собой
общим все символы, могущие выполнять одну и ту же задачу.
3.3411. Следовательно, можно было бы сказать:
собственное имя есть то, что имеют общим все символы, обозначающие объект. Из
этого последовательно получается, что никакое сочетание не существенно для имени.
3.342. В наших обозначениях есть, правда, нечто произвольное, но вот что
не произвольно: если мы нечто определяем произвольно, то еще нечто другое
должно иметь место.
(Это вытекает из сущности системы записи.)
3.3421. Конкретный метод символизации может
быть несуществен, но существенно всегда то, что имеется возможный метод
символизации. И так же дело обстоит вообще в философии: отдельное снова и снова
оказывается несущественным, но возможность каждого отдельного раскрывает нам
что-то о сущности мира.
3.343. Определения суть - правила, перевода с одного языка на другой. Каждая
правильная символика должна быть переводима в другую согласно таким правилам:
это есть то, что они все имеют общим.
3.344. То, что обозначено символом, есть
общее всех тех символов, которыми первый символ может замещаться согласно правилам
логического синтаксиса.
3.3441. Например, можно выразить общее всех способов записей функций истинности
так: общим для них является то, что все они могут заменяться - например,
обозначениями "~р" ("не р") и "р
V q" ("р или q").
(Этим самым указано, как возможный специальный способ записи может дать
нам общую информацию.)
3.3442. Знак комплекса не исчезает при
анализе произвольно, так чтобы его исчезновение было различным во всякой пропозициональной
структуре.
3.4. Предложение определяет место в логическом
пространстве. Существование этого логического места гарантируется существованием
одних только составных частей, существованием осмысленных предложений.
3:41. Пропозициональный знак и логические
координаты - это и есть логическое место.
3.411. Геометрическое и логическое место соответствуют друг другу в том, что
они оба есть возможность существования.
3.42. Хотя предложение должно определять только одно место в логическом пространстве,
однако в нем должно быть уже дано все логическое пространство.
(Иначе отрицание, логическая сумма, логическое произведение постоянно вводили
бы в оординации-новые элементы.) (Логические строительные леса (Gerust) вокруг
образа определяют логическое пространство. Предложение охватывает все логическое
пространство.)
3.5. Примененный, мыслимый пропозициональный
знак есть мысль.
4. Мысль есть осмысленное предложение.
4.001. Совокупность предложений есть язык.
4.002. Человек обладает способностью строить язык, в котором можно выразить
любой смысл, не имея представления о том, как и что означает каждое слово, -
так же как люди говорят, не зная, как образовывались отдельные звуки.
Разговорный язык есть часть человеческого организма, и он не менее сложен, чем
этот организм. Для человека невозможно непосредственно вывести логику языка.
Язык переодевает мысли. И притом так, что по внешней форме этой одежды нельзя
заключить о форме переодетой мысли, ибо внешняя форма одежды образуется совсем
не для того, чтобы обнаруживать форму тела. Молчаливые соглашения для понимания
разговорного языка чрезмерно усложнены.