Логико-философский трактат.
2.1512. Он подобен масштабу, приложенному
к действительности.
2.15121. Только самые крайние точки деления
шкалы касаются измеряемого объекта.
2.1513. Согласно этому взгляду, образу
принадлежит также отношение отображения, которое и делает его образом.
2.1514. Отношение отображения заключается
в соотнесении элементов образа и предметов.
2.1515. Эти соотнесения есть как бы щупальца
элементов образа, которыми образ касается действительности.
2.16. Чтобы быть образом, факт должен иметь
нечто общее с тем, что он отображает.
2.161. В образе и в отображаемом должно
быть нечто тождественное, чтобы первый вообще мог быть образом второго.
2.17. То, что образ должен иметь общим
с действительностью, чтобы он мог отображать ее на свой манер- правильно или
ложно,-есть его форма отображения.
2.171. Образ может отображать любую действительность, форму которой он имеет.
Пространственный образ - все пространственное, цветной - все цветное и т. д.
2.172. Но свою форму отображения образ
не может отображать. Он ее обнаруживает.
2.173. Образ изображает свой объект извне
(его точка зрения есть его форма изображения), поэтому образ изображает свой
объект правильно или ложно.
2.174. Но образ не может выйти за пределы
своей формы изображения.
2.18. То, что каждый образ, какой бы
формы он ни был, должен иметь общим с действительностью, чтобы он вообще мог
ее отображать - правильно или ложно, - есть" логическая форма, т. е. форма
действительности.
2.181. Если форма отображения является
логической формой, то образ называется логическим.
2.182. Каждый образ есть также логический
образ. (Напротив, не каждый образ есть, например, пространственный образ.)
2.19. Логический образ может отображать
мир.
2.2. Образ имеет общим с отображаемым логическую
форму отображения.
2.201. Образ отображает действительность
посредством изображения возможности существования и несуществования атомарных
фактов.
2.202. Образ изображает возможные положения
вещей в логическом пространстве.
2.203. Образ содержит возможность того
положения вещей, которое он изображает.
2.21. Образ соответствует или не соответствует
действительности, он верен или неверен, истинен или ложен.
2.22. Образ изображает то, что он изображает,
независимо от своей истинности или ложности, через форму отображения.
2.221. То, что образ изображает, есть его
смысл.
2.222. Истинность или ложность образа состоит
в соответствии или несоответствии его смысла действительности.
2.223. Чтобы узнать, истинен или ложен
образ, мы должны сравнить его с действительностью.
2.224. Из образа самого по себе нельзя
узнать, истинен он или ложен.
2.225. Нет образа, истинного априори.
3. Логический образ фактов есть мысль.
3.001. "Атомарный факт мыслим"-означает,
что мы можем создать его образ.
3.01. Совокупность всех истинных мыслей
есть образ мира.
3.02. Мысль содержит возможность того положения
вещей, которое в ней мыслится.
То, что мыслимо, также возможно.
3.03. Мы не можем мыслить ничего нелогического,
так как иначе мы должны были бы нелогически мыслить.
3.031. Когда-то говорили, что бог может
создать все, за исключением того, что противоречит законам логики. Мы не могли
бы сказать о каком-либо "нелогическом" мире, как он выглядит.
3.032. Изобразить в языке нечто "противоречащее
логике" так же невозможно, как нельзя в геометрии посредством ее координат
изобразить фигуру, противоречащую законам пространства, или дать координаты
несуществующей точки.
3.0321. Мы можем, пожалуй, пространственно
изобразить атомарный факт, противоречащий законам физики, но не атомарный факт,
противоречащий законам геометрии.
3.04. Априори верной мыслью была бы такая,
возможность которой обеспечивала бы и ее истинность.
3.05. Априори знать, что мысль истинна,
мы могли бы только тогда, когда ее истинность познавалась бы из самой мысли
(без объекта сравнения).
3.1. Мысль в предложении выражается чувственно
воспринимаемо.
3.11. Мы употребляем чувственно воспринимаемые знаки (звуковые или письменные
и т. д.) предложения как проекцию возможного положения вещей.
Метод проекции есть мышление смысла предложения.
3.12. Знак, посредством которого мы выражаем
мысль, я называю пропозициональным знаком (Satzzeichen). И предложение есть
пропозициональный знак в своем проективном отношении к миру.
3.13. Предложению принадлежит все то, что принадлежит проекции; но не то,
что проектируется.