Библиотека >> Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология
Скачать 198.88 Кбайт Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология
Принципиально невозможно описать все мельчайшие детали внешности предмета (сомэкзостаз). Невозможно заметить абсолютно точно все внешние движения тела (сомэкзодинамиз). Тем более нельзя в деталях изучить внутреннюю динамику объекта (сомэндодинамиз)...
Количество получаемой по каждому из аспектов информации ограничивается только возможностями человека, познающего предмет. Печально и грандиозно выглядит лавина непознанного, если учесть, что и предмет-то этот — лишь один из бесконечного количества совершенно разнообразных предметов. Так возникает необходимость информационной специализации психики, когда из всего потока информации человек концентрирует свое внимание в основном только на одном аспекте. Тем не менее, их восемь, и это не просто набор, а система, что также нужно учитывать. Теперь о том, как устроена эта система. Универсум — это аспектон Мы определили аспекты так, что никаких, кроме этих восьми, не существует. Каждый из них можно пробовать дробить и далее. Операция эта не бессмысленна: ведь, как уже вам известно, типов вдвое больше, чем аспектов — шестнадцать против восьми. И логично было бы разделить каждый на два, так, чтобы каждому аспекту соответствовал тип интеллекта. Такая попытка была предпринята моим коллегой Р. Папушиным, но, из соображений последовательности и простоты изложения она не рассматривается в этой книге. Соответствие между аспектами и типами мы будем устанавливать, пользуясь моделью психики, изложенной в пятой главе. Дальнейшее дробление аспектов (более чем шестнадцать) может быть небессмысленно, но такие попытки пока ни к чему интересному не привели. Одна из проблем, возникающих на этом пути, — отсутствие столь же общих пар категорий. Например, пара плохое — хорошее является частной по отношению к релэндостазу. Эта пара в своем первозданном смысле неприменима к релэкзостазу, в котором оперируют логическими понятиями, к сомэкзостазу, где мыслят в терминах выгодно — невыгодно, и к сомэндостазу, пользующемуся оценками вроде осмысленный — бессмысленный. В той же степени это относится и к остальным аспектам. Эксплуатация терминов «не по адресу» приводит к переносным значениям, а они иногда — к путанице. Вообще, различные переносные значения возникают в процессе взаимодействия разных типов и часто лишь затем, чтобы создать видимость понимания. Об аспектах можно говорить без конца, потому что этот нехитрый аппарат позволяет увидеть и понять очень много нового и интересного. Например, читая какую-нибудь статью в журнале, легко заметить действительную широту кругозора автора. Большинство статей бывают одно-двухаспектными. Подробно освещать большее число аспектов не стоит. Однако плохо, если при этом автор совсем забывает о существовании всех остальных и взаимосвязи между ними. Кстати о взаимосвязях. Многих изучающих соционику в терминах А. Аугустинавичюте интересует вопрос о происхождении названий аспектов: им непонятно, почему существуют две сенсорики, две логики и т. д. Названия аспектов сложились исторически, и совпадения названий отражают определенную связь между парами аспектов, которую я называю «принципом рамочности». Он прост. Пояснить лучше примерами. Первой парой из четырех, которую мы рассмотрим, будет релэкзостаз — сомэкзодинамиз (белая и черная логика соответственно). Релэкзостаз — это, помимо всего прочего, расположение тел и правила их перемещения. Сомэкзодинамиз, как мы знаем, — это движение тел друг относительно друга. Естественно, что оба эти аспекта связаны, и при заданном релэкзостазе, то есть правилах, движение происходит не как попало, хотя и довольно разнообразно. Существуют железные правила движения шахматных фигур по доске (релэкзостаз), но, тем не менее, количество возможных ходов (сомэкзодинамиз) очень велико. То же можно сказать и про материальные тела, движение которых регламентируется законами механики. Подобная рамочность характерна еще для трех пар аспектов. Краткие иллюстративные примеры. Энергия объекта (сомэкзостаз) сказывается на протекании процессов энергетического обмена этого объекта со средой (релэкзодинамиз). Наличие определенных этических чувств вроде дружбы (релэндостаз) заключает возможные эмоции (сомэндодинамиз) в известные границы. И, наконец, потенциальные возможности объекта (сомэндостаз) накладывают отпечаток на его будущую историю (релэндодинамиз). Обратное влияние не менее существенно. Аспекты, определения которых отличаются всеми тремя категориями, такие как, например, внутренняя статика тела и внешняя динамика поля (сомэндостаз и релэкзодинамиз соответственно) альтернативны друг другу. Это означает, что чем мы лучше знаем одно, тем меньше времени, сил и возможностей остается на изучение другого. Изучать же их одновременно одному наблюдателю и вовсе невозможно. Потому что проникнуть мысленно внутрь объекта — означает максимально отрешиться от сиюминутных особенностей его энергообмена, и наоборот, невозможно изучать в тонкостях особенности дыхания, пищеварения и игры мускулов, одновременно постигая глубины характера предмета изучения. Попытка заниматься и тем, и другим требует переключений, серьезно сбивающих работу психики и зачастую приводящих к непреодолимым противоречиям, когда красивое оказывается бессмысленным, а мудрое — неприятным. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
| ||
|