Библиотека >> Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.

Скачать 125.22 Кбайт
Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.

Напротив, этим самым устанавливается разница принципиальная и абсолютная, ибо если человек есть п о т е н ц и а л ь н а я  б е с к о н е ч н о с т ь, то Бог есть а к т у а л ь н а я  б е с к о н е ч н о с т ь" 28).

  И Вышеславцев и Франк блестяще доказывают, что с м и р е н и е, как это ни покажется странным маститым широколобым ученым, является не только религиозным, но и  и н т е л л е к т у а л ь н ы м  качеством, поскольку    “с а м о н а д е я н н а я   о г р а н и ч е н н о с т ь - высшая и наиболее комичная форма глупости, как показал Сократ. Истинная мудрость знает свое незнание, знает, что есть “х”, есть нечто, чего она не знает (docta ignorantia - Николая Кузанского)”29).

   Лосский считает, что вершиной смирения является полное преодоление эгоизма (себялюбия). Касаясь вопроса об онтологическом статусе духовной индивидуальности, следует отметить, что Лосский разделяет платоновскую ( позже оригеновскую, еще позже лейбницианскую) идею о “предсуществовании душ”, и “перевоплощении” - “восхождении душ от животности к человечности”, считая, что “каждое человеческое  “я” сотворено Богом не в момент зачатия, а уже при творении мира” 30). Согласно его  взглядам, изначально субстанциальный деятель непорочен и трансцендентен к психо-материальному царству. Однако, “начав жизнь, т. е.   самостоятельную деятельность     в о   в р е м е н и  (курсив С.Д.),  все   мы, деятели, создавшие   царство психо-материального  бытия,  вступили на путь  себялюбия” 31), и, таким  образом, субстанциальный деятель, реализуя  свое  неотчуждаемое право свободы выбора, свободы воли, с а м (!) выступает инициатором возведения онтологической пропасти.

   Взгляды всех философов, как Лосского, так Франка и Вышеславцева,  сходятся в  вопросе о возможности появления принципиально-нового, духовного существования или бытия. Наиболее полно они  выражены, как уже было отмечено выше, в учении Лосского о развитии “проницаемого духоносного  тела” (он  следует христианскому учению о преображении), и в учении Вышеславцева о сублимации, как постепенном восхождении на новые качественные ступени  бытия (лат. sublimatio - высоко поднимаю, возношу). “Сублимация предполагает некоторый  категориальный иерархический закон, который был замечен еще Аристотелем и формулирован как соотношение формы и материи: низшая категория бытия служит м а т е р и е й для высшей, которая является её ф о р м о й” 32).

    Субстанциональная тождественность всех духовных индивидуальностей выражается Лосским следующим аргументом : “Деятели не обособлены друг от друга по своему бытию : каждый деятель обладает самостоятельною творческою  силою  действования, но  все они вместе, как носители  одних  и тех же отвлеченно-идеальных принципов, спаяны воедино. Эту спаянность их можно назвать   е д и н о с у щ и е м”33).

     Тайна человеческой личности, утверждает Лосский,  сокрыта в двойственной природе человека, то есть в его онттологической раздвоенности : “Человеческое я есть носитель не только психических  процессов, но носитель материрующих  сил он есть душевно-телесное, психо-физическое существо, иначе говоря, человек есть одушевленное  тело, или  в о п л о щ е н н а я   д у ш а           ( курсив С.   Д. )”34).

     Вышеславцев в своих попытках обьяснить причину двойственности человека  старается проникнуть не только в глубь человеческой психики, но и в глубь самой духовной индивидуальности, и находит именно в ней изначальную “диалектическую константу”, которая связана с тайной Эроса :  “Настоящая сущность  Эроса раскрывается в том, что он есть с т р е м л е н и е, в том что он выражает устремленность и стремительность нашего существа, нашего глубочайшего центра, нашего “сердца”, которое “бьется на пороге как бы двойного бытия”. Отсюда двойственность и диалектичность Эроса. Стремление диалектично: оно переходит от тезиса к антитезису, оно всегда встречает границу и  всегда  выходит за  ее  пределы, всегда трансцендирует (Фихте). Платон символически изобразил бродячий, капризный, ищущий, тоскующий характер Эроса Эрос есть транс и постоянно “пребывает в трансе”. И он успокаивается лишь тогда, когда трансцендирует всю иерархию ступеней бытия и ценностей ( “обители мнози”), когда встречает наконец п о л н ы й п р о с т о р, бесконечный простор Абсолютного”35).

    Переход от тезиса к антитезису, от одной ступени бытия к другой - это в общем-то и есть процессс эволюции духовной индивидуальности, путь пробы различных психо-материальных ценностей и разочарования в них, путь к Абсолюту, к абсолютному бытию.

 

                        7. Инаковость Абсолюта

    Нам стоит задать “практический” вопрос, каким же именно образом абсолютное бытие нам доступно, как оно открывается нам ? Оно открывается нам в форме парадокса. Замечательны по этому поводу наблюдения и высказывания Франка,  ярко проиллюстрированные им в работе “Непостижимое” :

      “Всякая жизнь в качестве бытия “я -с -Богом”по самому своему существу п а р а д о к с а л ь н а, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66