Библиотека >> Раджа-йога.
Скачать 54.95 Кбайт Раджа-йога.
Он впал в
немилость, и король в наказание велел запереть его на вершине очень высокой
башни. Это было исполнено, и министр остался там и должен был погибнуть. Но у
него была верная жена. Ночью она пришла к башне и крикнула на вершину своему
мужу, не может ли она чем-нибудь помочь ему. Он сказал ей, чтоб на следующую
ночь она пришла опять к башне и принесла с собою длинную веревку, крепкий
шнурок, моток ниток и шелковину, таракана и немного меду. Очень удивляясь,
добрая жена повиновалась мужу и принесла требуемые предметы. Муж приказал ей
крепко привязать шелковину к таракану, потом смазать усики его каплею меда и
посадить его на стену башни головою вверх. Она исполнила все эти распоряжения, и
таракан отправился в длинное путешествие. Слыша впереди себя запах меда и желая
добыть его, он медленно полз все вперед и вперед, пока наконец не достиг вершины
башни, где министр схватил его и овладел шелковинкою. Тогда министр сказал жене,
чтоб она привязала другой конец шелковинки к мотку ниток, и после того, как
вытащил последний, повторил ту же историю с крепким шнурком и наконец с
веревкой. Остальное было легко. Министр по веревке спустился с башни и убежал. В
нашем теле дыхательное движение есть шелковинка; овладев и научившись управлять
им, мы схватим моток ниток - нервные токи, а за ними крепкий шнурок - наши мысли
и, наконец, веревку - прану (жизненные силы тела), овладев которой, мы достигнем
свободы.
Мы не знаем ничего о нашем собственном теле. В лучшем случае мы можем взять мертвое тело и разрезать его на куски. Есть люди, которые могут резать на куски даже живое животное, чтоб видеть, что находится внутри тела; и все-таки они не найдут ничего общего с нашим собственным телом. Мы знаем очень мало о нем. Почему мы не знаем? - Потому, что наше внимание недостаточно чувствительно, чтобы улавливать очень тонкие движения, происходящие внутри. Мы можем узнать о них только тогда, когда наше сознание, так сказать, проникнет тело и станет более чутким. Чтобы достичь такого тонкого распознавания, мы должны начать с грубых ощущений, должны овладеть тем, что приводит в движение всю машину; а это есть прана, - наиболее осязательное проявление которой есть дыхание. Посредством управления дыханием мы медленно, так сказать, войдем в тело, и это сделает нас способными познакомиться с тонкими силами, узнать, как нервные токи проходят по всему телу; и, как только узнаем это и научимся чувствовать эти токи, мы получим власть над ними и над телом. Сознание приводится в действие также этими различными нервными токами, и потому мы, наконец, достигнем такого состояния, что будем иметь полную власть над телом и сознанием, и сделаем их обоих своими слугами. Знание есть сила, и мы должны приобрести эту силу, для чего должны начинать сначала с пранаямы, подчинения праны. Пранаяма предмет сложный и, для полного объяснения требует нескольких уроков. Мы овладеем ею по частям. Мы увидим постепенно, какой смысл каждого ее упражнения и какие силы в теле приводятся ею в движение. Все это придет к нам, но для этого требуется постоянное упражнение, и доказательство получится только через упражнение. Никакая масса объяснений, которые я могу дать вам, не будет для вас доказательством, пока вы сами не докажете этого себе. Как только вы начнете чувствовать токи, проходящие через ваше тело, сомнения исчезнут; но для этого требуются ежедневные настойчивые упражнения. Вы должны упражняться по крайней мере два раза в день, и лучшее для этого время утро и вечер. Когда ночь переходит в день и день в ночь, наступает относительное спокойствие. Раннее утро и ранний вечер суть две точки покоя. Ваше тело в это время будет иметь подобное же расположение успокоиться. Вы должны воспользоваться этим естественным благоприятным условием и упражняться. Примите за правило не есть до упражнений; если вы будете держаться этого правила, простое чувство голода уничтожит вашу леность. В Индии приучают детей никогда не есть прежде, чем они не поупражняются и не помолятся, и со временем это становится для них настолько естественным, что мальчик не чувствует голода, пока не вымылся и не поупражнялся. Те из вас, у кого есть средства, сделают лучше, если будут иметь для упражнений особую комнату. Не спите в этой комнате; она должна содержаться свято; вы не должны входить в нее, не вымывшись и не будучи совершенно чисты телом и душой. Ставьте всегда цветы в ней, они лучшая обстановка для йога; так же - хорошие картины. Сжигайте в ней утром и вечером курения. Не входите в эту комнату, имея нечистые мысли или зло и гнев против кого-нибудь. Позволяйте входить в нее только людям, так же настроенным, как и вы. Тогда постепенно в этой комнате образуется атмосфера святости, и, когда вы будете несчастны, огорчены, в сомнении, или ваш ум будет смущен, вам достаточно будет войти в эту комнату, чтоб успокоиться. В этом заключалась идея храмов, и в некоторых из них эта идея сохранилась и теперь; но в большинстве их настоящая идея утрачена. Идея состоит в том, что, вследствие поддержания здесь святых вибраций, само место становится и остается священным. | ||
|