Библиотека >> Раджа-йога.

Скачать 54.95 Кбайт
Раджа-йога.

В Ведах ставится вопрос: "что есть то, зная что, мы будем знать все?" И все книги и все философии, которые когда-либо были написаны, стремились только выяснить то, через знание чего все становится известным. Если бы кто-нибудь захотел ознакомиться с вселенной по частям, он должен был бы познакомиться с каждой отдельной песчинкой; для этого потребовалось бы бесконечное время, и он никогда не узнал бы всего. Тогда какое же может быть знание? Какая возможность для человека быть всезнающим путем частностей? - Йоги говорят, что за частными проявлениями есть обобщение; за всеми частными идеями стоит идея обобщенная, абстрактный принцип. Овладейте им и вы овладеете всем.

В Ведах вся природа обобщена в Одном Абсолютном Бытии. Тот, кто понял это Бытие, понял всю вселенную. Таким же образом все силы обобщены в пране, и кто овладел праной, - овладел всеми силами природы, духовной и физической. Тот, кто подчинил себе прану, подчинил свое собственное сознание и все сознания, какие существуют. Тот, кто подчинил себе прану, подчинил свое тело и все тела, какие существуют, потому что прана есть обобщенное проявление силы. Единственная задача пранаямы заключается в том, как подчинить прану. Все тренировки и все упражнения имеют одну эту цель, причем каждый должен начинать с того, на чем он остановился, должен учиться управлять вещами, которые к нему ближе всего. Прана, которая действует в нашем сознании и теле, есть ближайшая к нам из всей праны во вселенной. Эта маленькая волна праны, представляющая нашу собственную энергию, духовную и физическую, есть самая ближайшая к нам волна всего бесконечного океана праны; и, когда мы сумеем управлять этой маленькой волной, только тогда мы можем надеяться подчинить себе всю прану. Йог, который сделал это, достигает совершенства, и никакая сила более не властвует над ним. Он становится почти всемогущим, почти всезнающим. Мы видим во всех странах секты, которые пытались достичь такого подчинения праны. В этой стране (Америке) есть духовные целители, целители верою, спиритуалисты, "адепты христианской науки", гипнотизеры и прочее; и, если мы подробно исследуем все эти группы, то найдем, что в основании каждой из них лежит управление праной, - имеют ли они о ней понятие или нет. Если вы отбросите все их теории, остаток у всех будет один и тот же: все они действуют посредством одной и той же силы, только бессознательно. Они случайно натолкнулись на открытие силы и, хотя не знают ее природы, но бессознательно пускают в ход те же способности, которыми пользуются йоги и которые вытекают из праны.

Прана есть жизненная сила всякого существа, и самое тонкое и самое высокое действие праны есть мысль. Но мысль, как мы видим, еще не все. Есть род мысли, называемый инстинктом, или бессознательной мыслью, самый низкий уровень действия праны. Если комар ужалит нас, наша рука ударит его без всякой мысли с нашей стороны, автоматично, инстинктивно. Но это тоже одно из выражений мысли. Все рефлективные действия в теле принадлежат к этому уровню мысли. Затем есть высший уровень мысли - сознание; я рассуждаю, сужу, думаю, вижу прямую и обратную сторону разных вещей. Но я это еще не все. Мы знаем, что рассудок ограничен. Он простирается только на известную область, дальше которой идти не может. Круг, внутри которого он действует, в действительности очень и очень ограничен. Но в то же время мы видим факты, как бы вторгающиеся откуда-то в этот круг. Подобно комете, нечто появляется в этом круге, причем нет сомнения, что оно пришло из-за его пределов, хотя наш рассудок и не может перейти за них. Причины явлений, проникающих в эту маленькую область, находятся вне ее границы; ни рассудок, ни разум не могут постигнуть их. Но, говорит йог, рассудок и разум еще не все; сознание может действовать на более высшем уровне - на уровне сверхсознания. Когда сознание достигло такого состояния, которое называется самадхи - полное сосредоточение, сверхсознание - оно переходит за пределы рассудка и становится лицом к лицу с фактами, недоступными ни инстинкту, ни рассудку.

Все действия тонких сил в теле, т. е., различные проявления праны, если они надлежащим образом выработаны, действуют возбуждающим образом на сознание, и тогда оно поднимается выше, становится сверхсознательным и действует из этого высшего плана.

Вселенная представляет одну сплошную массу всевозможных уровней существования. Физически вселенная одно; нет никакой разницы между солнцем и вами. Ученый скажет вам, что заблуждение говорить противное. В сущности нет никакой разницы между этим столом и мною; стол есть один центр скопления материи, а я другой. Каждая форма представляет собою как бы один вихрь в бесконечном океане материи, и такие вихри не постоянны. Как в стремительном потоке могут быть миллионы водоворотов и вода в каждом из них в каждое мгновение новая, - повертится несколько секунд, а затем уходит, а на ее место приходят новые частицы, - так и вся вселенная представляет собою одну постоянно меняющуюся массу материи, в которой мы суть маленькие водовороты.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29