Библиотека >> Раджа-йога.
Скачать 54.95 Кбайт Раджа-йога.
Йог говорит, что, если вы можете сделать это, вы освободились от оков
материи. Но как это сделать? - Если вы можете заставить ток проходить чрез
сушумну, канал внутри позвоночного столба, вы разрешили задачу. Сознание создало
эту сеть нервной системы и должно разорвать ее, чтобы исключить роль проводника
как посредника. Тогда только мы достигнем знания всего и не будем больше в
зависимости от тела. Вот почему так важно достичь управления сушумной. Йог
говорит, что, если, вы можете посылать умственные токи через этот канал, помимо
нервных фибр, действующих как провода, вы разрешили задачу, и он говорит также,
что это вполне возможно.
Сушумна у обыкновенных людей закрыта на нижнем конце; никакое действие не происходит в ней. Йога предлагает упражнение, посредством которого она может быть открыта, и нервные токи принуждены будут проходить через нее. Когда ощущение приносится к центру, центр реагирует. Эта реакция, в случае автоматических центров, имеет следствием движение; в случае сознательных центров, за нею следует сначала восприятие и потом движение. Всякое восприятие есть реакция на действие извне. Но тогда как же возникают восприятия во сне, ведь при этом не бывает никакого действия извне? Движения, вызывающие ощущения, очевидно, находятся где-то в скрытом состоянии, подобно тому, как силы, производящие движения в теле, сосредоточены, как известно, в различных центрах. Например, я вижу город; представление об этом городе получилось у меня вследствие реакции на впечатления, принесенные от внешних предметов, составляющих город. Здесь произошло некоторое движение в частицах мозга, возбужденное движением в приносящих нервах, которые в свою очередь были приведены в движение внешними предметами города. Этот город я могу вспомнить даже после долгого времени, причем воспоминание о нем представит собой совершенно то же явление, только в более слабой форме. Откуда же является действие, которое вызывает, хотя бы и в слабой форме, подобное колебание в мозгу? - Конечно, не непосредственно от первоначальных впечатлений. Поэтому необходимо признать, что эти впечатления где-то находились дремлющими, и затем своим действием возбудили слабую реакцию, которую мы и называем сновидением. Центр, где эти остающиеся впечатления, так сказать, накапливаются, называется муладхара, коренное вместилище, а дремлющая энергия действия есть (покоящаяся) кундалини. Весьма вероятно, что остающаяся движущая энергия также накапливается в том же самом центре, так как после глубокого размышления и обдумывания внешних предметов, часть тела, где расположен центр муладхара (вероятно, священное сплетение) нагревается. Если эта дремлющая энергия разбужена и возбуждена к действию и затем сознательно принуждена двигаться вверх по каналу сушумны, то, по мере того, как она действует на один центр за другим, в них возбуждается страшная реакция. Когда маленькая часть энергии действует вдоль нервной фибры и вызывает реакцию центров, ощущение есть или сновидение или образ воображения. Но когда огромная масса этой энергии, накопленной силой долгого внутреннего размышления, действует вдоль сушумны и бьет по центрам, реакция получается очень мощная, значительно более напряженная, чем реакция восприятия чувства. Это восприятие сверхчувственное, и сознание в этом состоянии называется сверхсознательным. Когда оно достигает главного вместилища всех восприятий, мозга, весь мозг реагирует; каждая воспринимающая частица в теле тоже реагирует, и в результате получается полное торжество просветления - восприятие Сущего. По мере того, как сила кундалини начинает действовать на один центр за другим, сознание раскрывается, как бы слой за слоем, и йог видит вселенную как в ее тонкой, так и в грубой форме. Тогда обе причины этой вселенной, т. е., как чувственное восприятие, так и волевая реакция, будут познаны в самих себе, и получается всезнание. Раз известны причины, знание результатов будет неизбежным следствием. Таким образом, пробуждение кундалини есть единственный путь к приобретению Божественной Мудрости и сверхсознательного восприятия, к реализации духа. Оно достигается различными путями: посредством любви к Богу, милостью достигших совершенства мудрецов или как результат могущественной аналитической силы и воли самого философа. Где бы ни произошло какое-нибудь проявление того, что обыкновенно называют сверхъестественной силой или мудростью, там несомненно был хоть маленький ток кундалини, которая нашла себе дорогу в сушумну. Только, в огромном большинстве таких случаев сверхъестественного, люди наталкиваются на какое-нибудь упражнение, освобождающее маленькую часть их дремлющей кундалини, бессознательно. Всякая молитва, сознательно или несознательно, ведет к такому результату. Человек, который думает, что получает ответы на свои молитвы, не знает, что исполнение его молитв исходит из его собственной природы, что ему удалось посредством мысленного молитвенного настроения пробудить частицу той бесконечной силы, которая дремала внутри его самого. | ||
|