Библиотека >> Раджа-йога.

Скачать 54.95 Кбайт
Раджа-йога.

Левая половина есть ида, правая пингала, а пустой канал, проходящий чрез центр спинного мозга - сушумна. Там, где спинной мозг заканчивается у одного из поясничных позвонков, тонкая нить его продолжается вниз; в ней также есть канал, только значительно тоньше. Этот канал закрыт на нижнем конце, который приходится вблизи так называемого "священного нервного сплетения", имеющего, согласно новейшей анатомии, треугольную форму. Различные нервные сплетения, имеющие свои центры в спинном мозгу, называются в йоге различными "лотосами". Йоги имеют представление о разных нервных центрах, начиная с муладхары - основного и кончая сахасрарой, тысячелепестковым лотосом в мозге. Таким образом, если мы заменим названиями этих различных сплетений однозначные им названия лотосов, идея йога станет легко понятною и на языке новейшей анатомии. Мы знаем, что в нервных проводниках происходят движения двоякого рода; одни приносящие, другие относящие; одни чувствительные, другие - движущие; одни - центробежные, другие - центростремительные. Одни приносят впечатления к мозгу, а другие - от мозга к периферии тела; но все они в конце концов сообщают колебания мозгу. Чтобы сделать более ясными дальнейшие объяснения, мы должны припомнить некоторые другие факты. Во-первых, спинной мозг оканчивается у головного некоторого рода утолщением - продолговатым мозгом, который не прикасается непосредственно всею поверхностью к головному мозгу, но плавает внутри него в жидкости, так что, если нанести удар по голове, сила удара будет ослаблена жидкостью и не повредит продолговатого мозга. Это замечание будет иметь для нас значение дальше. Во-вторых, из всех этих центров нам особенно нужно запомнить три: муладхара (основной), сахасрара (тысячелепестковый лотос головного мозга) и свадхистхана (центральный). Дальше мы возьмем один факт из физики. Мы все слышали об электричестве и разных других силах, связанных с ним. Что такое электричество, никто не знает; но, насколько известно, оно есть некоторый род движения.

Во вселенной есть разные другие движения; - какая же разница между ними и электричеством? - Электрическое движение есть то, при котором все частицы колеблются в одном и том же направлении. Если все частицы, воздуха в комнате заставить колебаться в одном и том же направлении, комната представит собою гигантскую электрическую батарею. Вспомним затем другое положение из физиологии, именно, что центр, который регулирует дыхание, управляет также в известной степени системою нервных токов, и что этот управляющий дыхательной системой центр лежит против грудной полости в спинном хребте. Этот центр регулирует действие дыхательных органов и также управляет отчасти второстепенными центрами.

Теперь для нас ясно, почему нужно упражнять дыхание. Во-первых, вследствие мерного дыхания у всех частиц тела явится стремление колебаться в одном и том же направлении. Когда сознание переходит в волю, токи изменяются, переходя в движение, подобное электричеству, что видно из того, что нервы под действием электрических токов обнаруживают полярность. Это показывает также, что, когда воля развивается в нервные токи, она изменяется в нечто, подобное электричеству. Когда все движения тела становятся вполне гармоничными, тело делается как бы гигантской батареей воли. Эта мощнейшая воля и есть именно то, что нужно йогу. Итак, вот физиологическое объяснение упражнения дыхания. Это упражнение делает все движения в теле ритмическими и помогает нам через дыхательный центр управлять другими центрами. Цель пранаямы при этом состоит в возбуждении дремлющей силы в муладхаре, называемой кундалини.

Все, что мы воображаем, видим наяву или во сне, мы сознаем в пространстве. Это обыкновенное понятное всем пространство называется махакаша, или большое пространство. Когда йог читает мысли других людей или видит сверхчувственные предметы, он видит их в другом роде пространства, называемом читтакаша, - умственное пространство. Когда восприятие становится беспредметным и душа обнаруживается в своей собственной природе, пространство называется чидакаша, или пространство знания. Когда кундалини разбужена и входит в канал сушумны, все восприятия происходят в умственном пространстве. Когда она достигла того конца канала, который открывается в мозг, беспредметное восприятие происходит в пространстве знания.

Проводя аналогию с электричеством, мы находим, что человек может посылать ток только по проволоке; но природа не требует никаких проводов, чтобы посылать свои мощнейшие токи. Это доказывает, что проволока на самом деле не нужна, но что только наше неумение: обходиться без нее заставляет нас употреблять ее. Подобным образом все ощущения и движения тела посылаются в мозг и от него через провода нервных фибр. Пучки чувствующих и движущих фибр в спинном мозгу суть ида и пингала йоги. Они суть главные пути, по которым движутся приносящие и относящие токи. Но почему не может мозг посылать сообщения или реагировать без какого-либо проводника? Мы видим, что в природе это делается.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29