Библиотека >> Раджа-йога.
Скачать 54.95 Кбайт Раджа-йога.
Оба они
подумали, что их тела и есть "Сущее". "Мы достигли своей цели"; сказали они и
оба вернулись к своим и сказали: "Мы узнали все, что нужно; ешьте, пейте и
веселитесь; мы - Сущее, и нет ничего выше нас".
Натура демона была невежественная, помраченная, и ему не требовалось ничего больше; он был вполне удовлетворен мыслью, что он - Бог, что под Сущим следует понимать тело. Но бог имел более чистую натуру. Сначала он впал в ошибку, думая, что я это только тело и что оно-то и есть Бог, и что поэтому необходимо держать его крепким, здоровым и хорошо одетым и доставлять ему всякого рода телесные наслаждения; но через несколько дней он пришел к заключению, что так не мог думать мудрец, его учитель, а что тот разумел нечто более высокое. Поэтому он вернулся к нему и сказал: "учитель, тому ли ты меня учил, что это тело есть Сущее? Я вижу, что все тела, умирают, Сущее же не может умирать". Мудрец отвечал: "найди его; ты - Оно". Тогда бог подумал, что то, что разумеет мудрец, суть жизненные силы, действующие в теле; но после некоторого времени нашел, что, если он ест, эти жизненные силы остаются крепкими, а когда голодает, они слабеют. Он пошел опять к мудрецу и сказал: "учитель, думаешь ли ты, что Сущее - это жизненные силы?" Мудрец отвечал: "найди его сам; ты - Оно". Бог вернулся еще раз, подумав, что, быть может, Сущее значит - разум; но через несколько дней пришел к заключению, что мысли бывают так различны, - то хорошие, то дурные, - что разум слишком изменчив, чтоб быть Сущим. Он еще раз пошел к мудрецу и сказал: "учитель, я не думаю, чтоб и разум мог быть Сущим; его ли ты разумел?" - "Нет", отвечал мудрец, "ты - Оно; найди его сам". Бог ушел и, наконец, понял, что несомненно он и есть Сущее, высшее всякого разума, Одно, не имевшее рождения и смерти, что меч не может пронзить, ни огонь сжечь, что воздух не может иссушить, ни вода растворить; безначальное, нерожденное, неизменное, неосязаемое, всеведущее, всемогущее Существо, которое не есть ни тело, ни разум, но выше их обоих. Тогда он удовлетворился; а бедный демон, благодаря своей привязанности к телу, так и не узнал истины". В этом мире много таких демонских натур, но есть также и боги. Если кто-нибудь предложит научить, как увеличить способность чувствовать наслаждение, он найдет множество готовых учиться; но если он задумает указать человечеству самую высочайшую цель, к этому отнесутся без всякого внимания. Очень немногие способны понять высшее, еще меньше людей имеют терпение достичь его; но все же есть и такие немногие, которые знают, что, если б тело было сохранено на тысячу лет, результат в конце вышел бы тот же: когда силы, удерживающие его целым, оставят его, тело должно разрушиться. Никогда не был рожден ни один человек, который мог бы хоть на один миг остановить изменения в своем теле. Тело есть название ряда изменений. "Как в реке на ваших глазах переменяются массы воды и притекают новые массы, сохраняя все ту же форму, так и в нашем теле". Тем не менее тело следует содержать крепким и здоровым; оно лучшее орудие, какое мы имеем. Это человеческое тело есть высшее тело во вселенной, и человеческое существо высшее из существ. Человек выше, чем все животные, чем все ангелы. Нет никого выше человека. Даже дэвы (боги) должны опять спуститься вниз, чтоб достичь спасения путем воплощения в человеческий образ. Только человек достигает совершенства; самые боги не достигают его. По учению евреев и магометан, Бог сотворил человека после сотворения ангелов и всего прочего, и, сотворив человека, велел ангелам прийти и приветствовать его, и все исполнили это, кроме Иблиса, которого Бог проклял за это, и он стал сатаной. За этой аллегорией скрывается великая истина, что человеческое рождение есть величайшее рождение, какое мы можем иметь. Низшее существо, животное, неразумно и создано большею частью из тамаса (темной материи). Животные не могут иметь высоких мыслей, и ни ангелы, ни боги (дэвы) не могут достичь свободы иначе, как только став человеком. В человеческом обществе, подобным же образом, слишком большое богатство или слишком большая бедность составляют огромную помеху развитию души. Великие люди мира выходят из средних классов, где силы равномерно согласованы и уравновешены. Возвращаясь к нашему предмету, мы приходим затем к пранаяме, управлению дыханием. Что общего оно имеет с сосредоточением сил сознания? Дыхание подобно маховому колесу машины. В большой машине вы видите, что сначала движется маховое колесо, и что движение от него передается последовательно более тонким частям до тех пор, пока самые нежные и тонкие механизмы в машине не придут в согласное движение. Дыхание есть то же, что маховое колесо; оно передает и регулирует движущую силу всего в этом теле. Был некогда у одного великого короля министр. | ||
|