Библиотека >> Раджа-йога.
Скачать 54.95 Кбайт Раджа-йога.
Последнее легче. В дыхании, при котором вы задерживаете воздух в легких, не следует упражняться слишком много. Делайте это только четыре раза утром и четыре раза вечером. Потом вы можете постепенно увеличивать продолжительность каждого приема и число пранаямы. Вы увидите, что в состоянии исполнять эти упражнения и что они доставляют вам удовольствие. Когда вы почувствуете, что в состоянии увеличить время и число упражнений, увеличивайте их осторожно и осмотрительно до 6 вместо 4. При нерегулярности упражнений, они могут повредить вам. Из трех процессов, - очищения нервов, удержания дыхания при наполненных легких и удержания дыхания при опорожненных легких, - первый и последний не трудны и не опасны. Чем больше вы будете упражняться в первом, тем станете спокойнее. Думайте только об "Ом", и вы приобретете способность упражняться, даже сидя за работой, которая при этом пойдет еще успешнее. При усердном упражнении кундалини у вас будет пробуждена. У тех, кто упражняется один или два раза в день, наступит только небольшое спокойствие тела и сознания и получится прекрасный голос; у тех же, кто может упражняться больше, кундалини пробудится, вся природа начнет изменяться, и для них откроется книга знания. Для получения знания вы не будете более нуждаться ни в каких книгах; ваше собственное сознание станет вашей книгой, заключающей в себе бесконечное знание. Я уже говорил о нервных проводниках иде и пингале, проходящих по обе стороны позвоночного столба, также о сушумне, проходе по оси спинного мозга. Все они находятся у каждого животного; кто имеет позвоночный столб, имеет эти три пути для действия; но йога говорит, что у обыкновенного человека сушумна закрыта, что действие здесь не проявляется, тогда как в других двух действие нервных токов, передавая силу различным частям тела, обнаруживается совершенно ясно. Открытую сушумну имеют только йоги. Когда проход сушумны открыт и сознание начинает подниматься через него; мы становимся выше чувств, наше сознание становится сверхчувственным, сверхсознательным; мы поднимаемся даже выше разума, в области, куда рассудок не может достичь. Открыть сушумну есть главная задача йоги. По объяснению йогов, вдоль этой сушумны расположены центры отправлений, или на более фигуральном языке "лотосы", как они их называют. Низший из них находится у нижнего конца спинного мозга и называется муладхара, следующий называется свадхистхана, следующий - вишудха и наконец тот, который в мозгу, - сахасрара (или тысячелепестковый). Из них нам нужно теперь познакомиться только с двумя: низшим муладхарой и высшим сахасрарой. Низший есть тот, в котором накопляется вся энергия; эта энергия должна быть взята отсюда и перенесена к последнему, мозгу. Йоги заявляют, что из всех энергий, которые заключаются в человеческом теле, самая высшая есть та, которую они называют оджас. Этот оджас накопляется в мозгу, и, чем больше его в голове, чем он энергичнее, тем человек разумнее и умственное крепче. Действие оджаса таково, что один может высказывать высокие мысли прекрасным языком, но они не производят впечатления на людей, другой не обладает ни красноречием, ни глубиною мысли, но слова его очаровывают. Это зависит от силы исходящего из человека оджаса. Каждое движение, производимое им, могущественно. Все человечество обладает большим или меньшим количеством накопленного им оджаса, и все силы, действующие в обществе, достигая высшей обработки, становятся оджасом. Вы должны помнить, что все дело тут только в преобразовании. Сила, действующая вне тела, как электричество и магнетизм, изменяется во внутреннюю силу; сила же, которая действует как мускульная энергия, изменяется в оджас. Йоги говорят, что та часть человеческой энергии, которая выражается как производительная энергия в соответствующих отправлениях, мыслях и т. д., когда она обуздана и подчинена, легко изменяется в оджас; а так как низший центр и есть тот, который руководит всеми этими отправлениями, то йог этому центру и оказывает особенное внимание. Он старается овладеть всею производительной энергией и превратить ее в оджас. Только целомудренный мужчина или женщина может заставить оджас подняться и скопиться в мозгу. Вот почему целомудрие рассматривалось всегда как высшая добродетель - человек чувствует, что, если он не целомудрен, духовность его уходит, и он теряет как умственную, так и могущественную нравственную жизненную силу. Вот почему во всем мире, у всех религиозных орденов, производивших умственных гигантов, вы всегда находите стремление настаивать на целомудрии. Вот почему появились монахи, отказывающиеся от брака. Необходимо быть вполне целомудренным мыслью, словом и делом. Без этого упражнение в раджа-йоге опасно и может привести к умопомешательству. Если люди упражняются в раджа-йоге и в то же время ведут нечистую жизнь, как могут они надеяться стать йогами?
Пратьяхара и дхарана
Следующая ступень называется пратьяхара. | ||
|