Библиотека >> Раджа-йога.
Скачать 54.95 Кбайт Раджа-йога.
Они слышат разговор, интересуются
им, а затем идут домой и все забывают. Для достижения успеха необходима страшная
настойчивость, страшная воля. "Я выпью океан". "По моей воле распадутся горы", -
говорит настойчивая душа. Имейте этот род энергии, этот род воли, работайте
упорно, и вы достигнете цели.
Дхьяна и самадхи
Мы окончили беглый обзор различных ступеней раджа-йоги, исключая самую высшую, - упражнения в сосредоточении, составляющей конечную цель, к которой имеет в виду привести нас раджа-йога. Как человеческие существа, мы видим, что все наше знание, называемое рациональным, коренится в сознательности. Я сознаю этот стол, сознаю ваше присутствие и т. д.; и это дает мне знать, что вы здесь, что стол здесь и что предметы, которые я вижу, чувствую и слышу, находятся здесь. Но в то же время очень большую часть моего существования я не сознаю; - никто не сознает различных внутренних органов своего тела, различных частей мозга, всего мозга и других подобных предметов. Когда я ем пищу, я делаю это сознательно; когда же я усваиваю ее, я этого не сознаю. Пища перерабатывается в кровь, и из крови вырабатываются различные части моего тела бессознательно, но тем не менее все это делается мною. Не может быть двадцати лиц в одном моем теле. Откуда я, однако, знаю, что это делаю я, а не кто-нибудь другой? Можно, ведь, пожалуй, утверждать, что мое дело только есть пищу, а усвоение ее и вырабатывание тела из крови делается за меня кем-нибудь другим. Этого не может быть, так как легко доказать, что почти все действия, которых мы теперь не сознаем, могут быть опять подняты до уровня сознательности. Сердце, по-видимому, не зависимо от вашей воли: никто из нас не может управлять им; оно бьется само по себе. Но упражнением человек может даже сердце подчинить себе до такой степени, что оно станет биться по желанию - медленно или скоро, или почти остановиться. Почти каждая часть тела может быть приведена к подчинению. Что это показывает? - Это показывает, что те действия, которые находятся под сознанием, производятся также нами, только мы производим их бессознательно. Итак, мы имеем два уровня, на которых работает человеческое сознание. Первый уровень сознания тот, в котором все действия всегда сопровождаются самочувствием; за ним следует уровень низшего порядка, где действия, не сопровождаемые самочувствием, бессознательны. Та часть работы сознания, которая не сопровождается самочувствием, есть бессознательная работа, а та часть, которая сопровождается самочувствием, есть сознательная работа. У низших животных бессознательная работа называется инстинктом. У высших и у самого высшего животного - человека, вторая часть, сопровождаемая самочувствием, преобладает и называется сознательной работой. Но здесь еще не конец. Существует еще высший уровень, на котором может работать сознание. Оно может идти дальше. Подобно тому, как бессознательная работа ниже сознания, есть другая работа выше сознания и также не сопровождаемая самочувствием. Самочувствие присуще только среднему уровню. Когда сознание выше или ниже его пределов, нет никакого чувства своего "Я", и все-таки сознание работает. Когда сознание поднимается выше пределов самосознания, оно называется самадхи, или сверхсознательностью. Как, однако, мы знаем, что человек в самадхи не приходит в состояние ниже своего сознания, не опускается, вместо того чтобы идти выше? В обоих, ведь, случаях работа не сопровождается самочувствием. Ответ следующий; о том, что ниже и что выше, мы узнаем по последствиям, по результатам действия. Когда человек впадает в глубокий сон, он вступает на уровень ниже сознания. Он все время вырабатывает тело, дышит, быть может, двигает во сне тело, без сопровождающего самочувствия; он бессознателен и, просыпаясь, остается тем же человеком, каким заснул. Сумма знания, которую он имел до того, как заснул, остается та же самая, она нисколько не увеличилась; не произошло никакого просветления. Но, если человек приходит в самадхи, то, если он и входил в нее глупым, он выходит мудрецом. Что производит эту разницу? Из одного состояния, человек выходит тем же самым, каким входил в него, а, выходя из другого состояния, становится просветленным, мудрецом, пророком, святым; весь его характер меняется, его жизнь изменяется, просветляется. Таковы следствия. А, раз следствия различны, причины должны быть тоже различны. Так как просветление, с которым человек возвращается из самадхи, гораздо выше того, которое может быть получено от бессознательного состояния, и даже гораздо выше, чем то, которое может быть достигнуто размышлением в сознательном состоянии, то оно должно поэтому быть сверхсознательным; почему самадхи и называется сверхсознательным состоянием. Вот вкратце понятие о самадхи. Какое же его применение? - Применение следующее. Поле разума, или сознательных действий мысли, узко и ограничено. Существует только маленький круг, внутри которого должен действовать человеческий разум. | ||
|