Библиотека >> Раджа-йога.
Скачать 54.95 Кбайт Раджа-йога.
Есть три
сорта пранаямы: простейшая, средняя и высшая. Все пранаямы делятся на две части:
одна называется наполнение, другая - опорожнение. Если вы
начинаете с двенадцати секунд - это низшая пранаяма; если начинаете с двадцати
четырех секунд - это средняя пранаяма; самая высшая та, которая начинается с
тридцати шести секунд. Та пранаяма, при которой появляется сначала испарина,
потом дрожание тела, а затем человек быстро поднимается на ноги и душа его
испытывает невыразимое блаженство, есть самая высшая пранаяма. Есть мантрам,
называемый гаятри. Это следующий очень святой стих из Вед: "Мы размышляем
о славе Того, Кто создал эту вселенную; да просветит Он наш ум". В начале и в
конце этого мантрама произносится слово "Ом". В одной пранаяме повторяйте три
гаятри. Во всех книгах говорится о пранаяме, разделенной на речаха
(выбрасывание или выдыхание), пурака (вдыхание) и кумбака
(удержание, остановка).
Индрии, органы чувств, направлены наружу и приходят в сообщение с внешними предметами. Приведение их в подчинение воле есть то, что называется пратьяхара, - буквальный перевод - "собирание в себя". Направление сознания на лотос сердца или на головной центр есть то, что называется дхарана. Когда, оставаясь в одном месте, принимая одно место за основание, волны ума пробуждаются, не соединяясь с другими волнами - когда все другие волны остановились - и только одна волна восстает в уме - это называется дхьяна, созерцание. Когда нет надобности ни в каком основании, когда все сознание становится одной волной, одной формой, - это его состояние называется самадхи. В сознании тогда присутствует только значение предмета, не связанное ни с каким местом или центром. Если сознание может быть устремлено на один центр в продолжение двенадцати секунд - это будет дхарана, двенадцать таких дхаран будет дхьяна, двенадцать дхьян будет самадхи. Следующая есть асана (поза). Нужно усвоить только одно: держать корпус прямо, оставляя его свободным и имея грудь, плечи и голову на вертикальной линии. В йоге не следует упражняться в таких местах, где есть огонь или вода, или почва усеяна сухими листьями; где есть дикие животные, где встречаются четыре улицы, где слишком много шуму или много причин к боязни; где слишком много муравьиных куч, где много злых людей. Это в особенности относится к Индии. Не упражняйтесь, когда ваше тело чувствует себя очень ленивым, когда ваш ум угнетен горем и печалью, или когда вы нездоровы. Идите на место, которое хорошо скрыто и куда люди не приходят беспокоить вас. Известно, ведь, что, когда вы не хотите, чтоб люди знали, что вы делаете, любопытство всех возбуждается; но, если вы нарочно выйдете на улицу, чтоб люди знали, что вы собираетесь делать, они не обратят на вас внимания. Не выбирайте грязных мест. Выбирайте, наоборот, красивую местность или хорошую комнату в вашем собственном доме. Приступая к упражнению, прежде всего воздайте честь всем древним йогам, вашему собственному гуру (Учителю) и Богу, и затем начинайте. О дхьяне сказано все. А вот несколько примеров, о чем размышлять. Сидите прямо и смотрите на кончик вашего носа. Дальше мы узнаем, как этим путем сосредоточивается мысль, как посредством управления двумя зрительными нервами достигается значительно более быстрый успех в управлении дугою реакции и таким образом в управлении волей. Есть несколько образцов для созерцания. Вообразите у себя на голове, на несколько дюймов выше ее, лотос и добродетель, - как его центр, стебель - как знание. Восемь лепестков лотоса - восемь сил йога. Внутри тычинки и пестики - отречения. Если йог отказывается от внешнего могущества, он достигает вечного спасения. Восемь лепестков лотоса суть восемь способностей, или сил йога; внутренние же тычинки и пестики должны представлять собою полное отречение, отречение от пользования всеми ими. Внутри лотоса представьте себе Золотого Единого, Всемогущего, Неосязаемого, Того, чье имя есть Ом, Невыразимого, окруженного лучезарным светом. Созерцайте все это. Второе созерцание следующее. Представьте себе какое-нибудь место в вашем сердце и в середине его пламя. Вообразите, что это пламя ваша собственная душа, что внутри этого пламени находится лучезарное пространство, и что это пространство есть Душа вашей души - Бог. Созерзайте это в своем сердце. Целомудрие, непричинение обиды, прощение всякого, даже самого величайшего врага, правдивость, вера в Бога - это различные врити (волны, образующиеся в умственной материи). Не бойтесь, если вы не совершенны во всех их; работайте, и недостающее придет. Тот, кто отказался от привязанности к чему бы то ни было, от всякого страха и гнева, чья вся душа поглощена Богом, для кого Бог стал единственным прибежищем, чье сердце очистилось, - с каким бы желанием он ни пришел к Богу, - Бог исполнит его желание. Итак, поклоняйтесь Ему знанием или любовью, или отречением. "Он Мой возлюбленный п | ||
|