Библиотека >> Раджа-йога.
Скачать 54.95 Кбайт Раджа-йога.
Те, кто не в состоянии иметь отдельную комнату, могут упражняться,
где хотят. Сядьте прямо и первое, что сделаете, пошлите добрые пожелания всему
творению, повторяя мысленно: "да будут все существа счастливы, да будут все
существа мирны, да будут все существа блаженны".
Повторяйте это, обращаясь к востоку, югу, северу и западу. Чем больше вы будете делать это, тем лучше будете себя чувствовать. Вы убедитесь, наконец, что самый легкий способ сделать себя здоровым - это видеть других здоровыми, и самый легкий способ сделаться счастливым - это видеть других счастливыми. Сделав это, те, кто верит в Бога, должны молиться, но не о деньгах, не о здоровье, ни даже о небе; молитесь о знании и свете, - всякие другие молитвы эгоистичны. Затем следующее, что надо делать, - это думать о своем собственном теле и смотреть на него как на сильное и здоровое. Оно лучшее наше орудие. Думайте о нем, что оно крепко, как алмаз, и что с помощью его вы переплывете этот жизненный океан. Слабый никогда не достигнет свободы; отбросьте всякую слабость; говорите вашему телу, что оно крепко, говорите вашему уму, что он силен, и имейте безграничное доверие к себе.
Прана
Пранаяма не занимается, как многие думают, дыханием; дыхание на самом деле имеет весьма мало отношения к ней, чтобы не сказать, никакого. Дыхание есть только одно из многих упражнений, посредством которых мы достигаем действительной пранаямы. Пранаяма значит управление праной. Согласно индийским философам, вся вселенная состоит из двух элементов, один из которых они называют акаша. Это всюду находящееся и все проникающее нечто. Все, что имеет форму, все, что представляет собою результат соединений, все развилось из этой акаши. Акаша это то, что стало воздухом, жидкостями, твердыми телами. Это акаша, что становится солнцем, землею, луною, звездами и кометами; акаша это то, что стало телом вообще, телом животного, растением, что принимает все образы, которые мы видим, формы всего, что может быть ощущаемо, всего, что существует. Она сама не может быть замечаема, так как настолько тонка, что находится вне всех обыкновенных восприятий и может быть видима только тогда, когда станет грубою, примет форму. При начале творения существует только эта акаша; при конце цикла твердые тела, жидкости и газы, все разложатся опять в акашу, и следующее творение подобным же образом разовьется из акаши. Какою силою акаша превратилась в эту вселенную? - Силою праны. Как акаша есть бесконечная, всюду находящаяся материя этой вселенной, совершенно так же прана есть бесконечная, всюду находящаяся и проявляющаяся сила этой вселенной. При начале и при конце каждого цикла все становится акашей и все силы, которые существуют в этой вселенной, преобразовываются опять в прану; в следующем цикле из праны развивается все, что мы называем энергией, все, что называется силой. Прана это то, что проявляется как всякого рода движение, как притяжение, магнетизм и прочее. Это прана, что проявляется в виде процессов тела, в виде нервных токов, в виде силы мысли. От мысли до самой грубой физической силы, все есть только проявление праны. Сумма всех сил природы, духовных и физических, превратившихся в свое первоначальное состояние, называется праной. "Когда не было ничего, не ничего, когда тьма покрывала тьму, что существовало тогда?" - "Существовала акаша без движения". Физическое действие праны было остановлено, но она существовала. Мы знаем, согласно новейшим данным науки, что вся энергия, проявляющаяся теперь во вселенной, есть величина постоянная. Сумма энергии во вселенной остается совершенно одинаковой, только при конце цикла эта энергия успокаивается, становится потенциальной, а при начале следующего цикла начинает действовать, дает толчок акаше, и из акаши развиваются все различные формы; а как только акаша изменяется, прана также изменяется, превращаясь во всевозможные проявления энергии. Знание и управление праной и есть на самом деле то, что разумеется под пранаямой. Она открывает нам дверь к почти безграничному могуществу. Предположите, например, что кто-нибудь вполне постиг прану и приобрел способность управлять ею, - какая могла бы быть на земле сила, которая не принадлежала бы ему? Он был бы в состоянии сдвинуть солнце и звезды с их мест, управлять всем во вселенной, от атомов до самых огромных солнц, потому что он может управлять праной. В этом задача и цель пранаямы. Когда йог становится совершенным, в природе не остается ничего, ему неподвластного. Если он прикажет богам прийти к нему, они придут по его требованию, если он попросит прийти отшедших, они придут по его просьбе. Все силы природы будут повиноваться ему, как его рабы, и, когда непосвященные увидят проявления могущества йога, они назовут их чудесами. Особенность ума индуса заключается в том, что он всегда ищет возможно последнего обобщения, оставляя детали для выработки впоследствии. | ||
|