Библиотека >> О сопротивлении злу силою
Скачать 154.04 Кбайт О сопротивлении злу силою
Религиозный опыт моралиста - бездуховен, безволен, односторонен и скуден; его "религиозное учение" есть порождение самодовольного рассудка, пытающегося извлечь божественное откровение из беспредметно умиленной жалостливости. Вся религия его есть не что иное, как мораль сострадания. Но эта мораль и ее сострадающий подход дает человеку не опыт Божьего совершенства, а только опыт человеческого сострадания: она видит мучающегося человека и сводит все откровение к сочувствию этой муке. Но это значит, что он воспринял не человека через Бога, а осмыслил Бога через человека и не человека осветил лучом любви к Богу, а восприятие Бога затемнил состраданием к мучающимся людям; именно поэтому он нашел страдающего человека, но не нашел ни его отношения к Богу, ни своего отношения к Богу, ни отношения Бога к нему, страдающему, и к себе, безвольно и сладостно жалеющему. И все это недоразумение он попытался выдать за учение Христа (50).
Если это религия, то религия, связующая не человека с Богом, а человека с человеком (51), и притом связующая неверно и некрепко: не дух с духом перед лицом Божиим, а душу с душою перед лицом земного мучения; эта связь творится не всею душою и не волею, а лишь аффектом внутреннего умиления; она слагается во взаимном сочувствии к тягостям личной жизни, но распадается в безвольном отвержении общего бремени при первом же дуновении подлинного зла. Настоящая религия начинает от Бога и идет к мироприятию, а это учение начинает от человека и идет к мироотвержению. Настоящая религия приемлет мир волею, но цельно не приемлет восстающего в нем зла и потому ведет с ним волевую, героическую борьбу, а это учение не видит мира из-за гнездящегося в нем зла и потому отвертывается и от зла, и от мира, и от волевой борьбы с ним. Настоящая религия есть творческое горение о добре, т. е. о духе и любви, а это учение утверждается как практическое безразличие к работе зла в мире, к духовности человека и к ее судьбам на земле. Настоящая религия приемлет бремя мира как бремя Божие в мире, а это учение отвергает бремя мира и не постигает того, что это мироотвержение таит в себе богонеприятие... Таковы религиозные основы этой сентиментальной морали. Последнее слово ее есть религиозное безволие и духовное безразличие, и в этом безволии и безразличии она утрачивает предметность и силу религиозной любви и не постигает ни ее земных заданий и путей, ни ее видоизменений и достижений в мире. (1) Срв. "Религия и нравственность", ХП1, 197. (2) Религия и нравственность", XIII, 201, 208. (3) Срв. "закон Бога или природы". "Так что же нам делать", XI, 371 и др. (4) "Закон насилия", 129. (5) "Начало вещественности - Он же". "Разные мысли", XIII, 534. (6) "Женщинам", XI, 394. (7) "Женщинам", Xlll, 397-401. (8) Там же, 403. (9) "В чем счастье", XI, 205-207. (10) "Так что же нам делать", XI, 370-371. (11) "Что такое искусство", XIII, 442. (12) "Круг чтения", П, 18-21. (13 "Предисловие к сборнику", XI, 410. (14) "Религия и нравственность", XIII, 214. (15) Там же, 215, 216. (16) "Религия и нравственность", XIII, 215, 217. (17) Ее "полезность" подобна полезности "пожара", после которого "можно погреться и закурить головешкой трубку". "Так что же нам делать", XI, 343. Срв. "Неделание", XI, 612; "Сказка об Иване дураке"" XI. 134-135. (18) "Послесловие к Крейцеровой Сонате", ХП, 434, 435, 436. (19) Там же, 433. (20) Там же, 436, 440, 441. (21) Там же, 440. (22) Там же, 440. (23) Там же, 444. (24) Там же, 436-437, 440. (25) Срв. "Послесловие к Крейцеровой Сонате", XII, 441; "Воскресение", XIV, 413. Нельзя не отметить противоречивость этой оговорки: разве "всеобщая обеспеченность" сделала бы "животную похоть" как таковую менее "унизительной"?.. (26) Срв. преклонение Толстого перед последствиями физического труда: дурным запахом, мозолями на руках и даже появлением насекомых на человеке как признаком состоявшегося опрощения; напр., "Сказка об Иване дураке". Гл. III, IV, XII и др. (27) "Так что же нам делать", ХГ, 301, 370-371 и мн. пр. (28) Срв., напр., "Сказка об Иване дураке", XI, 143-145, гл. XII. (29) "Что такое искусство", МП, 423, 449. (30) "Я должен как можно меньше пользоваться работой других и как можно больше сам работать". "Так что же нам делать", XI, 301. (31) "Закон насилия", 137. (32) Там же, 178. (33) "Закон насилия", 138; срв. "Царство Божие", 14. (34) "Круг чтения", II, 18-21, III, 14. Срв., "Закон насилия", 152. (35) "Закон насилия", 122, "Круг чтения", II, 56-59. (36) "Круг чтения", II, 18-21. (37) Срв. интересные оговорки, с отвращением допускающие возможность целесообразности "насилия": "Закон насилия", 80, 161; "Круг чтения", I, 238-240, II, 73, 163; "Царство Божис", 66. | ||
|