Библиотека >> О сопротивлении злу силою
Скачать 154.04 Кбайт О сопротивлении злу силою
И поэтому всякое выхождение за пределы своего существа признается не обоснованным пользою, не вызванным необходимостью, вторгающимся в Божие дело, святотатственно замещающим волю Божию, как якобы недостаточную, и обнаруживающим в душе "насильника" прямое отрицание Бога (14). Надо предоставить других-самим себе (15) и совсем прекратить внешнюю борьбу со злом, как неестественную и неплодотворную (16). Надо перестать "устраивать жизнь других людей" (17) и понять, что кто бы ни сделал насилие и для чего бы оно ни было сделано, все равно оно будет злом, без всяких исключений (18). И все те, кто этого не хочет понять и продолжает насильничать,- разбойники на больших дорогах (19), революционеры (20), палачи, шпионы (21), сенаторы, министры, монархи, партийные лидеры (22) и все вообще политические деятели (23) -суть "заблудшие" и "большею частью подкупленные" люди (24), предающиеся своим "привычным, излюбленным порокам: мести, корысти, зависти, честолюбию, властолюбию, гордости, трусости, злости..." (25).
Таким образом, из всей сферы волевого заставления Л. Н. Толстой и его единомышленники видят только самопринуждение ("насилие над своим телом") и физическое насилие над другими; первое они одобряют, второе-безусловно отвергают. Однако при этом они явно относят физическое понуждение других и пресечение к сфере отвергаемого "насилия" и, совсем не замечая, по-видимому, возможности психического понуждения других и психического насилия над другими, отвергают все сразу как ненужное, злое и безбожное вмешательство в чужую жизнь. (1) Понятно, что добровольное, основанное на убеждении подчинение приказу (или запрету) выводит его из категории "актов заставления": начинается органически свободная субординация, на которой покоится живая сила всякой достойной и крепкой общественной организации. (2) Напр., Л. Толстой, "Закон насилия", стр. 55,173-175. "Круг чтения", I, 238-240, II, 163. "Три притчи", XIII, 184 (при ссылках на томы XI, XII, XIII, XIV имеется в виду издание полного собрания сочинении, вышедшего в Москве у Кушнерева). Срв. еще о приравнении "силы", "насилия" и "зла": "В чем есть моя вера", 94, 95, 193, 255, а также 17, 48, 95, 249. В воззвании Гаррисона: "основное учение непротивления злу злом". "Царство Божие", стр. 3. В "Катехизисе Непротивления" Балу "сатана - сатаною, зло - злом, неправда - неправдою". "Царство Божие", 6. (3) "Круг чтения", III, 220, срв. "Крестник", т. XI, стр. 179. (4) "Круг чтения", I, 238-240. (5) Там же, II, 162-165. (6) Л. Толстой, "Закон насилия", стр. 54, 55, 108, 109, 111, 178. "Круг чтения". II, 162-165, III, 61. (7) "Круг чтения", I, 238-240, II, 162-165. (8) "Кругчтения", II, 18-21. (9) "Круг чтения", II, 18. (10) Там же. (11) Там же. (12) Л. Толстой, "Закон насилия", 53; "Круг чтения", II, 18-21, III, 155'. (13) "Круг чтения", II, 18-21. (14) "Круг чтения", II, 18-21. (15) Л. Толстой, "Закон насилия", 152; "Круг чтения", П, 56-59, III, 14. (16) "Круг чтения", II, 18-21; срв.: жить "без отпора". "В чем счастье", т. XI, 212. (17) Л. Толстой, "Закон насилия", 152. "Перестать заботиться о делах внешних и общих". "К вопросу о свободе воли", XI, 581. (18) "Круг чтения", II, 162-165. Срв. "Закон насилия", 54, 108, 109. (19) "Закон насилия", 80. (20) "Закон насилия", 134. (21) Там же, 147. (22) Там же, 147. (23) "Закон насилия", 53, 80, 129, 134, 139, 147. (24) Там же, 80. (25) "Закон насилия", 143. ------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------- 5. О ПСИХИЧЕСКОМ ПОНУЖДЕНИИ Вопреки всему этому необходимо установить, что "заставляющий" совсем не делает тем самым злое дело, и не только тогда, когда он заставляет самого себя, но и тогда, когда он заставляет других. Так, вряд ли надо доказывать, что все основные виды самопонуждения и самопринуждения имеют решающее значение в процессе внешней цивилизации и внутренней культуры человека. Все состояния лени, дурных привычек, азарта, запоя и многое множество так называемых проблематических, неудачливых, падших и даже порочных натур-имеют в основе своей неспособность к такому душевному и телесному самопонуждению: или непропорциональную слабость понуждающей воли, или непропорциональную силу дурных страстей, или то и другое вместе. Тот, кому когда-нибудь удавалось вчувствоваться и вдуматься в проблему духовного воспитания, тот должен был понять, что глубочайшая основа и цель его состоит в самовоспитании и что процесс самовоспитания состоит не только в пробуждении в самом себе очевидности и любви, но и в усилиях понуждающей и принуждающей себя воли. Сентиментальный оптимизм в духе Руссо и его современных сторонников характеризует людей наивных в опыте зла и всегда дает право спросить, знают ли они сами, что такое самовоспитание, и всегда ли им самим давалось органически свободное и цельное действие волевой силы в направлении на высшее благо?. | ||
|