Библиотека >> О сопротивлении злу силою
Скачать 154.04 Кбайт О сопротивлении злу силою
.. Осуществилась бы чудовищная программа-самораспыления добра в мире, самопредания и взаимопредания нравственно-благородных душ, и притом все от непомерной "моральности" и под названием взаимной "любви .
К счастью для человечества, духовно-здоровый инстинкт не допустит его до такого крушения. (1) Л. Н. Толстой настаивает на блаженстве праведных, и притом именно в здешней, земной жизни, и согласно этому излагает и учение Христа. См.: "В чем счастье", т. XI, 201-203. Оказывается, что учение Христа есть разновидность гедонистической морали: "Христос учит именно тому, как нам избавиться от наших несчастий и жить счастливо", стр. 203; еще более плоско звучит другая формула: "Христос учит людей не делать глупостей", стр. 210; срв. "В чем моя вера", стр. 193; срв. "Так что же нам делать", XI, 300; о "полном удовлетворении" см.: "О жизни", XI, 428; "любовь-жизнь блаженная и бесконечная", там же; "то, что делает жизнь человеческую доброй и счастливой". "Предисловие к статье Карпентера", XIII, 484. (2) Срв. "О жизни", XI, 429, где подробно описывается "блаженное чувство умиления, при котором хочется любить всех" и "чтобы самому сделать так, чтобы всем было хорошо". "Это-то и есть, и это одно есть та любовь, в которой жизнь человека". Срв. "Воскресение", XIV, 416-417, "жалость и умиление... ко всем людям" и др. (3) Особенно, если следовать правилу Толстого: "Не рассуждать о том... нет ли какой, еще лучшей любви, чем та, которая заявляет требования". "О жизни", XI, 428. Может быть, действительно, "только такая любовь дает полное удовлетворение" (там же, 428), но зато она наверное ведет человека к духовной слепоте. (4) От греческого слова "гедоне" (удовольствие, наслаждение) образуются термины "гедонизм" и "гедонист" для обозначения такого учения и такого человека, которые усматривают в наслаждении - высшую цель человеческой жизни. Толстой, по-видимому, не замечал своего гедонизма; (1) именно этим объясняется то осуждение, которое он высказывает Шопенгауэру, эпикурейцам, утилитаристам и магометанству за их "гедонизм". Срв. "Религия и нравственность", XIII, 205, 208. Было бы, впрочем, вообще грубою исследовательскою ошибкою, если бы кто-нибудь захотел искать у Толстого принципиальной последовательности и систематической философской продуманности. (5) Срв. "Круг чтения", I, 15. (6) Срв. "Закон насилия", 129 - о мирной, ненасильственной жизни среди животных; срв. "исследование" князя П. Кропоткина "О взаимопомощи среди людей и животных" . (7) Срв. даже в хозяйствовании: "я должен как можно меньше пользоваться работой других и как можно больше сам работать". "Так что же нам делать", XI, 301. (8) Интересно отметить, что этот наивный эгоцентризм выступает и в отношении к государству. Срв. всю систему аргументов в "Царстве Божием", стр. 88: "мне не нужно более государство..."; "мне не нужно отделение себя от других народов..."; "мне не нужны все те правительственные учреждения..."; "мне не нужны ни управления, ни суды...". Курсив всюду принадлежит Толстому . (9) Срв. "Закон насилия", 3. "Страдания", XI, 460-471. Замечательно, что об этой "полезности страданий" Толстой вспоминает только тогда, когда эта ссылка подкрепляет правоту наслаждающегося моралиста, и решительно нс считается в нею при обсуждении социально-педагогической работы. (10) "Закон насилия", 187. "Круг чтения", II, 18-21 и др. (11) Срв. "Закон насилия", 122, 137. "Круг чтения", П, 21-56; особенно II, 56-59. Это не мешает, впрочем, и самому Л. Толстому, и его единомышленникам аргументировать в пользу "непротивления" - его благими последствиями. Срв. "Крестник", т. XI, 177-178; "Свечка", т. XI, стр. 47-59; "Круг чтения", 1, 238-240 и др. (12) Срв. "Круг чтения", III, 14; а также "Закон насилия", 122, 150, 152; срв. "перестать заботиться о делах внешних и общих", "Царство Божие", (13) "Круг чтения", II, 162-165. "Закон насилия", 138. (14) "Любовь есть предпочтение других существ себе - своей животной личности". "О жизни", XI, 425. Курсив мой. (15) Этот критерий: кто чем чему пожертвует при необходимости выбора? - известен и Толстому, см.: "Религия и нравственность", XIII, 210. И здесь выше всего ставится "исполнение воли Божией", т. с. моральных требований. (16) "Царство Божие", 133. (17) "Закон насилия", 150. (18) "Закон насилия", 122. -------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------- 11. О НИГИЛИЗМЕ И ЖАЛОСТИ Идея любви, выдвинутая Л. Н. Толстым и его последователями, страдает, однако, не только чертами наслажденчества, безволия, сентиментальности, эгоцентризма и противо-общественности. Она описывает и утверждает в качестве идеального состояния чувство в известном смысле бездуховное и противодуховное; и эта особенность сентиментальной любви имеет, может быть, наибольшее значение для проблемы сопротивления злу. | ||
|