Библиотека >> Феноменологическая психология
Скачать 21.98 Кбайт Феноменологическая психология
Этого будет достаточно, чтобы сделать очевидным, что относящиеся к феноменологической психологии и поистине неисчерпаемые задачи интенци- онального анализа имеют абсолютно другой смысл, чем обычные анализы в объективной, например, в природной сфере. Интенциональная экспликация имеет единственную в своем роде сущностную особенность как интерпрети- рующее ноэматически-ноэтическое истолкование. Интерпретирующее в опре- деленном расширенном смысле, а не в смысле простого расчленения призна- ков созерцательной конкретности. Следует, однако, прояснить еще один момент. Мы до сих пор имели де- ло с качественным анализом. Но обычно и в буквальном смысле анализ оз- начает расчленение на части. Переживания сознания, конкретно, но взятые чисто в имманентной временности, в потоке сознания, также имеют некото- рый вид реального (reell) разделения и, соответственно, реальной (reell) свя- зи. Однако безрассудным было бы пытаться рассматривать связи и разделе- ния сознания исключительно как собрание и разъединение отдельных час- тей. Конкретное восприятие, например, есть единство имманентного протека- ния, в котором могут быть выделены части и фазы. Каждая такая часть, каж- дая такая фаза сама опять-таки есть сознание, сама есть восприятие чего-ли- бо, имеет в качестве этого свой смысл восприятия. Однако сов- сем не так, как если бы отдельные смыслы собирались как части в единый {14} смысл целостного восприятия. В кааодом частичном восприятии, протекаю- щем как фаза целостного восприятия, воспринимается предмет, единый смысл которого протягивается через смыслы фаз, так сказать, питается ими, наполняясь и определяясь подробнее, но уж ни в коем случае не собираясь из отдельных частей и не соединяясь в целое с помощью гештальта чувствен- ности. Не каждый синтез сознания есть такого рода непрерывный синтез (и как таковой - субстрат соответствующих анализов фаз и частей). Однако в общем остается верным то, что сознание как сознание не допускает никаких других способов связи кроме связи опять-таки в сознание, связи синтеза, так что любое разделение на части вновь дает смысл, а любая связь - синтети- чески обоснованный смысл. Смысловой синтез, синтез идеально сущего под- чиняется в общем совершенно другим категориям, чем реальный синтез, ре- альная целостность. Жизнь сознания всегда протекает как жизнь, конституирующая в себе смысл, и как жизнь, конституирующая смысл из смысла. На все новых и но- вых ступенях чисто психологической субъективности осуществляется творе- ние и преобразование , которые суть то, что является Я-со- знанию, то, что определяется по отношению к нему как или как- либо иначе, как то, что для него значимо; причем в самых разнообразных мо- дусах значимости. Особой, всегда с необходимостью принадлежащей к сущ- ности связной жизни сознания, формой текучего синтеза является синтез всех опытов в единство опыта, а в нем - синтез согласованного опыта, хотя и разрушаемого несогласованностями, однако все снова и снова восстанавли- вающего через коррекции форму универсальной согласованности. Все виды и формы познающего разума суть формы синтеза, формы действий познаю- щей субъективности, направленных на достижение единства и истины. Ин- тенциональное прояснение этого есть гигантская задача феноменологически- психологического исследования. Дескриптивная феноменология, о которой мы говорили до сих пор как о первичной в себе , была эгологической. Мы имели в виду некое Я и раскры- вали его собственное чисто психическое, его царство в строжайшем смысле первичного психического опыта. Только после достаточно широко проведен- ного эгологически-феноменологического исследования становится возмож- ным расширить феноменологический метод таким образом, что в него вклю- чается и опыт, темами которого являются Другой, и сообщество. Только тог- да появляется понимание того, что может быть проведена в последователь- ной чистоте универсальная феноменология, и что только так вообще возможна интенциональная психология, когда единство синтеза охватывает субъектов как феноменология интерсубъективности. Не только жизнь сознания отдельного Я есть замкнутое в себе поле опыта, которое следует пройти в последовательном феноменологическом опыте, но такова же и универсальная жизнь сознания, которая, выходя за пределы отдельного Я, соединяет любое Я с другим Я в действительной или возможной коммуникации. И вместо того, чтобы переходить от человека к человеку и к животным в тематическом осуществлении психофизического опыта и рассматривать их таким образом как опосредованные и связанные {15} природой реальности в мире, можно исходить из собственной имманентной жизни и прослеживать ее интенциональность, воспроизводя и сохраняя в чистоте феноменологическую континуальность опыта, связывающую одного субъекта с другим. | ||
|